logo search
КНИГА

Комедия

Согласно традиции комедия определяется тремя критериями:

В отличие от трагедии, комедия не должна брать за основу сюжета исторический или мифологический материал. Она отражает будничные, «прозаические» моменты жизни людей. Еще одним из важных отличий является то, что в отличие от трагедии, где зрители активно сопереживают персонажам («включается» в их жизнь, проблемы и т.д.), в комедии происходит совершенно явное разделение зритель - персонаж. Зритель смеется над героями, над их «проблемами», над ситуациями в которые они попадают. Но этот смех - «смех сообщника» по выражению Пави - защищает зрителя от трагической тревоги и переводит зрителя в позицию «над» событиями и героями.

Комедия, возникшая в те же времена что и трагедия, не является простым ее «антиподом». Эти два жанра, по-своему, отвечают на одни и те же вопросы. По мнению А. Мюллера комедии, так же как и трагедии, присуще стремление преодолеть тяготы жизни, но она осуществляет это освобождение от них не путем вознесения, как трагедия, а посредством смеха. Если трагедия приводит через страдания к высшей радости, то комедия, повеселив - считает Мюллер - должна настроить в конечном счете, на серьезный лад. Автор любой комедии «вкладывает в нее чувство святой меры, божественного ритма, при всей кажущейся плебейской грубости сильнейшим образом содействует утверждению нравственного великого»4. Об этом же писал Лессинг в «Гамбургской драматурги»: «комедия должна нападать только на те пороки, которые можно исправить»1 и далее, «стараясь исправить людей смехом, а не насмешкою»2.

Если трагедия предлагает зрителю целостный мир, а по сути, подражает целостному миру, то комедия, напротив, предлагает контрастный, иногда противоречивый взгляд на мир. Он предстает не как данность, а как возможность появления такого, противоречиво-дискретного мира, если те пороки, которые выведены на сцену не будут исправлены. «Комедия же, как сказано, есть подражание [людям] худшим, хотя и не во всей их подлости: ведь смешное есть [лишь] часть безобразного. В самом же деле, смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное»3. Комедии глубоко свойственна природа условности, переплавливание действительности в обобщение, что создает эффект «маски». Отсюда мы можем заключить, что «комедия масок» является наиболее чистым комическим жанром. Необходимо сделать еще одно существенное дополнение: в комедии невозможно строить действие в расчете на чисто смеховую реакцию. Учитывая законы зрительского восприятия необходимо вводить в комедию и не комические элементы. На это указывал А.С. Пушкин, говоря, что «смех скоро ослабевает и на нем одном невозможно основать полного драматического действия»4.

Если мы проследим историю развития комедии как театрального жанра, то мы можем увидеть, как в разные эпохи по-разному понималась цель и природа комедии:

Эволюция комедии как жанра привела со временем к появлению таких видов комедий как :

  • comedia Испания XV в.

  • комедия плаща и шпаги - / -

  • комедия характеров - / -

  • комедия сатирическая - / -

  • комедия с вариациями Франция XVII в.

  • комедия балет - / -

  • комедия буржуазная XVIII в.

  • комедия бурлеска XVII в.

  • комедия темпераментов Англия XVI в.

  • комедия героическая Франция XVII в.

  • комедия идей XIX-XX в.

  • комедия интриги XVI-XVII вв.

  • комедия легкая XVII-XX вв.

  • новая комедия Греция IV в. до Р.Х.

  • комедия нравов Англия XVII в.

  • комедия пасторальная XVII в.

  • комедия салонная XIX-XX вв.

  • комедия сатирическая

  • комедия сентиментальная XVIII в.

  • комедия слезливая XVIII в.

  • комедия ситуаций

  • комедия черная XX в.

  • ученая комедия XVI в.