logo search
КНИГА

Глава 6. Взаимоотношение сюжет - фабула § 1. К вопросу о фабуле и сюжете

Существует много определений этих двух понятий, еще более споров по этому поводу. Волькенштейн считает, что сюжет драмы это важнейшие обстоятельства и наиболее значительные события - этапы драматической борьбы. Томашевский фабулой называет совокупность событий связанных между собой, о которых сообщается в произведении. Иногда под фабулой понимается склад событий в их естественном, хронологическом и причинном порядке. Сюжет в данном случае - те же события, в том порядке, в котором они идут в художественном произведении. Сюжет и фабула могут не совпадать. На наш взгляд лучше употреблять термины композиция и диспозиция, так будет точнее. Диспозиция - естественный склад событий. Композиция - их последовательность в художественном произведении.

Довольно интересное определение сюжету дает Бентли Э: «если драма - это искусство, изображающее чрезвычайные ситуации, то сюжет - это средство, с помощью которого драматург вовлекает нас в эти ситуации и (если он того хочет) выводит из них обратно»1. Барбой напротив считает, что фабула не имеет столь уж большого значения. По его мнению, современный театр избавился от давления фабулы, но тем не менее, сохранил присущие ей принципы - принципы объединения всех элементов, различных по своей природе в одно, художественное целое произведение. Он называет этот принцип структурой и на основании его выводит «структурный анализ». Мы не будем останавливаться на нем, т.к. он характерен более режиссуре, чем собственно драматургии и не углубляясь в тернии терминологических споров, постараемся коротко рассмотреть данные понятия.