logo search
ist_ukr_kultury

11. Культура античных городов государств Северного Причерноморья и ее влияние на культуру скифских и восточнославянских племен.

Античные города Северного Причерноморья, города, возникшие в ходе греческой колонизации на северном берегу Чёрного моря в 6-5 вв. до н. э

Античные города Северного Причерноморья жили самостоятельной жизнью, сохраняя со своими метрополиями торговые и культурные связи. Большую роль в их экономической жизни играла торговля с городами Греции и Малой Азии и с племенами северочерноморских степей. Города ввозили из бассейна Эгейского моря вино, оливковое масло, металлические изделия, мрамор, керамику, дорогие ткани и пр. и вывозили хлеб, скот, кожи, солёную рыбу, рабов. Важную роль в их хозяйстве играли промыслы, ремесло, земледелие и скотоводство. По социальному и политическому устройству все Античные города Северного Причерноморья первоначально были рабовладельческими полисами. Некоторые города, расположенные вокруг Керченского пролива, уже в 480 г. до н. э. объединились вокруг Пантикапея в единое Боспорское государство. Античные города Северного Причерноморья достигли расцвета в 4 в. до н. э., когда они являлись важнейшими поставщиками хлеба и других продуктов потребления для многих городов Греции и Малой Азии. Античные города Северного Причерноморья (особенно боспорские и Ольвия) имели тесный контакт с местными племенами. Они оказывали экономическое и культурное влияние на местные племена, способствовали разложению у них родового строя, развитию имущественной дифференциации и вызреванию классовых отношений.

  Искусству А. г. С. П. присущи многие черты, характерные для всей художественной культуры античного мира. Города имели регулярную планировку (т. н. система Гипподама), в культовых и обществ, постройках применялся Ордер, был распространён тип жилого дома с перистилем (См. Перистиль). Из Греции в А. г. С. П. широко ввозились разнообразные художественные изделия — скульптура, мелкая пластика, геммы, украшенные росписью вазы. В то же время искусство, создававшееся в А. г. С. П., отмечено признаками местного своеобразия. В нём нашли отражение жизнь окружающих народов (скифов, синдов, меотов и др.), их религиозные представления и ритуалы (золотой гребень из кургана Солоха, 4 в. до н. э., с рельефом, изображающим скифов в бою; электровый сосуд из Куль-Обы, 4 в. дон. э., с рельефами на темы скифского быта). В А. г. С. П. сложились самобытные разновидности погребального сооружения (перекрытый уступчатыми сводами подкурганный каменный склеп с коридором-«дромосом»), декоративной стенной росписи, скульптурные надгробия-стелы, расписной керамики (ольвийские и боспорские вазы со стилизованными растительными мотивами, боспорские «акварельные» пелики). Своеобразны ольвийские бронз, зеркала со стилизованными изображениями на рукоятках (6—5 вв. до н. э.). Самобытные устремления художественной культуры А. г. С. П. полнее всего проявились в искусстве Боспорского государства. Это сказалось и в религиозном представлениях обитателей А. г. С. П.; у них наряду с чисто греческими божествами (Аполлон, Деметра и др.) получили распространение и культуры негреческих божеств, например таврской богини Девы и др.