23.2.Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования
В начале 90-хгодов в связи с перестройкой экономики и социальной жизни, попыткамифорсированного перехода к рыночной экономике в стране возник системныйсоциально-экономический кризис, который не мог не отразится на образовании.Прежняя система образования оказалась не состоятельной из-за сменыидеологических ориентиров. О развале старой образовательной системы вряд листоит сожалеть, но сохранить лучшее из наработанного, восполнить образовавшийсявакуум необходимо.
Непрерывноеобразование - не на «всю жизнь»,, а «через всю жизнь»: дошкольное,начально-школьное, средняя школа, гимназии, лицеи; профессиональноеобразование: среднее, высшее, послевузовское. В этом выражается целостностьобразовательной системы, единство, перспективность и преемственность содержанияи методов воспитания. Целостность педагогического процесса в системенепрерывного образования является единством взаимодействия обучения, воспитанияи образования, определяет ценность педагогического результата, отражающегосяцелостностью своего результата во всестороннем развитии личности человека.Каждый из компонентов целостности педагогического процесса, благодаряотносительно собственному составу решаемых задач, средств, методов и форморганизации, обладает специфическими «функциональными свойствами»,определяющими характер и направленность развития личности еёфункционально-социальный статус (индивид, индивидуальность, личность).
Целостностьсистемы непрерывного образования благоприятна для эстетического развития,которое осуществляется на всех этапах возрастного развития личности,гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые вразличных областях творчества и профессиональной деятельности.
Во второйполовине XX века концепция непрерывного образования приобретает главенствующуюроль в развитии педагогической мысли.
Впервые П.Лениграндом в 1965 году на форуме ЮНЕСКО была представлена концепциянепрерывного образования, в которой основой всех образовательных началстановится человек, с предоставлением ему всех условий для полного развития егоспособностей на протяжении всей жизни. Непрерывное образование в концепциирассматривается «как непрерывный процесс, начинающийся с первых лет жизни,продолжающийся в течение всей жизни и охватывающий все формы, все типы и всеуровни образования, выходя далеко за рамки так называемого формальногообразования. Оно предназначено для всех возрастов и имеет целью использоватьвесь образовательный потенциал общества, все ситуации, в которых можетоказаться человек, чтобы способствовать его всестороннему развитию...»
Закон РФ «Об утверждении федеральной программы развитияобразования» от 29 марта 2000 года ставит в качестве одного из приоритетныхнаправлений дополнительного образования: «организацию форм дополнительногообразования в образовательных учреждениях общего образования, образовательныхучреждениях начального профессионального образования, интеграциюдополнительного и общего образования, дополнительного и начальногопрофессионального образования».
Т.е. сегодня фактически, дополнительное образование детейсредствами СКД рассматривается как важнейшая составляющая образовательногопространства, ведущий фактор развития творческих способностей и интересов,социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, необходимыхдля формирования гражданского общества.
Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит вцентр системы образования и воспитания приоритет человеческой личности. В этихусловиях дополнительное образование представляет собой уникальный социальныйинститут, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируяидеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды,конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Вусловиях движения человечества к информационному обществу значениедополнительного образования будет все более возрастать.
В дошкольном возрасте дети посещают различные кружки (рисования,танцев), школы раннего развития, бывают с родителями в музеях и театрах
В школьном – ездят на экскурсии, в т.ч. и в другие города.Посещают кружки и секции, студии.
В студенчестве – культурное развитие этими средствами продолжается
- 1.1. Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности
- 5.1. Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II (1762-1796).
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Основные тенденции изменений инфраструктуры социально-культурной сферы на рубеже XXI века.
- 7.2. Особенности информационно-методологического обеспечения культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции социально-культурной деятельности
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации)
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1. Ведущие сферы социально-культурной деятельности,
- 10.2. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 3. Исполнительский
- 1.Этап Сценарно-драматургический.
- 2 Этап работы над программой - «Реализация сценария» (режиссёрско-постановочный).
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности
- 12.1. Социальная информация: вилы, свойства, тенденции развития.
- 12.2. Методика выявления состояния скд
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2. Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ
- II Нормативно-прогнозный
- III Концептуальный
- IV Проектно –планирующий
- V Контрольно-коррекционный
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью.
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1.Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.
- 16.2.Нормативно-правовое,экономическоеиорганизационноеобеспечениедеятельности общественных объединений .
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд
- 18.2.Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества.
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально культурных традиций как важнейшего направления социально-культурной деятельности.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы социально-культурной деятельности
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности
- 22.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ на отдельном листе
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития на отдельном листе
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.
- 27.2:Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль социально-культурной деятельности в становлении и развитии гражданского общества.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.