25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
Узкое определение информационной культуры личности = компьютерная грамотность
Понятие "информационная культура" (ИК) появилось в конце ХХ столетия. Существует несколько подходов к его определению. Одни специалисты выделяют технический аспект - овладение компьютерной техникой, новейшими информационными технологиями, другие акцентируют внимание на гуманитарных основах, рассматривая информационную культуру как один из элементов общей культуры, также как и эстетическую, правовую, политическую и т.д.
a. Понятие «Информационная культура» базируется на двух фундаментальных понятиях: информация и культура. Исходя из этого, ряд исследователей предлагают выделить «культурологический» и «информационный» подходы к трактовке этого понятия.
b. В рамках информационного подхода большинство исследователей С.А. Бешенков, А.П. Ершов, А.А.Кузнецов, Н.В.Макарова, Е.А. Ракитина и др. подразумевают совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
c. ИК определяют еще как качественную характеристику всей жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности. В любом случае, ИК является неотъемлемой частью общей культуры. Это самостоятельная система со своими компонентами, их функциями и взаимосвязями.
Широкое определение (3 уровня информационной культуры):
a. Информационная культура общества – область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности
b. ИК специалиста – уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в профессиональном инф. пространстве, участвовать в его формировании и способствовать инф-му взаимодействию
c. ИК личности – гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально значимой информации / овладение навыками поиска, обработки и использования информации
Основные компоненты инф.культуры (по Розенбергу) – пять
Общеучебная культура – те ЗУН (знания, умения, навыки), которые вырабатываются в детстве (писать, считать, искать, реферировать и т.д.)
Культура чтения
Культура диалога – способность выражать, защищать и т.д.
Видеокультура – современное культурное пространство – это видеопространство
Культура досуга – способность определять цели досуга, формировать досуговую квалификацию (в том числе освоение различных новых форм рекреации и развития)
- эти компоненты могут быть положены в основу формирования культуры личности
Шесть критериев эффективности формирования инф.культуры личности
Умение адекватно формулировать потребность в информации
Умение эффективно осуществлять поиск информации
Знание, умение, навыки в использовании поисковых информационных систем (каталоги в библиотеке, Интернет, справочники, энциклопедии…)
Умение оценивать информацию (аналитически, ценностно)
Готовность к информационному общению
Компьютерная грамотность
Как видим, информационная культура специалиста в области информационно-аналитической деятельности становится профессионально образующим элементом его подготовки. Собственно подготовка специалиста подобного профиля может осуществляться двумя основными способами. Один из них связан с получением базового отраслевого образования и последующей специализацией в области информационной аналитики. Другой предполагает получение базового образования в сфере информационно-аналитической деятельности и дальнейшую специализацию по конкретной отрасли. Выбор того или иного варианта обучения зависит от специфики сферы применения. В любом случае при определении содержания подготовки специалистов по информационной аналитике важное значение будет иметь составление модели информационной культуры данных специалистов.
- 1.1. Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности
- 5.1. Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II (1762-1796).
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Основные тенденции изменений инфраструктуры социально-культурной сферы на рубеже XXI века.
- 7.2. Особенности информационно-методологического обеспечения культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции социально-культурной деятельности
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации)
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1. Ведущие сферы социально-культурной деятельности,
- 10.2. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 3. Исполнительский
- 1.Этап Сценарно-драматургический.
- 2 Этап работы над программой - «Реализация сценария» (режиссёрско-постановочный).
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности
- 12.1. Социальная информация: вилы, свойства, тенденции развития.
- 12.2. Методика выявления состояния скд
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2. Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ
- II Нормативно-прогнозный
- III Концептуальный
- IV Проектно –планирующий
- V Контрольно-коррекционный
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью.
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1.Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.
- 16.2.Нормативно-правовое,экономическоеиорганизационноеобеспечениедеятельности общественных объединений .
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд
- 18.2.Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества.
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально культурных традиций как важнейшего направления социально-культурной деятельности.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы социально-культурной деятельности
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности
- 22.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ на отдельном листе
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития на отдельном листе
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.
- 27.2:Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль социально-культурной деятельности в становлении и развитии гражданского общества.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.