logo search
Lektsii_po_zhivopisi_Yermak

Лекция № 7. Живопись гуашью и темперой .Методика работы над живописным изображением - 2 часа.

Методика работы гуашью и темперой. Методика выполнения гуашью и темперой длительного живописного этюда с натуры. Кратковременные живописные этюды-наброски. Организация натурных постановок.

Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.

Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше — она использовалась в Европе в средние века. Гуашь

В производстве гуашевых красок применяют те же красящие вещества, что и в акварели, но чаще употребляют материалы, обладающие большой кроющей способностью.

Важную роль в гуашевой живописи играют белила, используемые не только в чистом виде, но и добавляемые в разных количествах во все краски гуаши. Именно поэтому гуашевые краски после высыхания становятся белесоватыми. В производстве гуаши применяются различные виды белил, в качестве добавок к ним употребляют каолин и бланфикс.

Свинцовые белила (углекислая окись свинца) — это искусственная минеральная краска белого цвета, К искусственным минеральным краскам относятся также: титановые белила — краска чисто-белого цвета (двуокись титана), баритовые белила (желтый серно-кислый барий) и цинковые белила, имеющие синеватый оттенок (безводная окись цинка). Недостатком минеральных красок является хрупкость красочного слоя и способность к осыпанию.

По консистенции готовые гуашевые краски похожи на сметану. Чтобы краски не высыхали при длительном хранении, их нужно заливать небольшим количеством смеси, состоящей из воды и глицерина.

В состав гуашевых красок входят красящие и связующие вещества. Связующее вещество гуаши, как и акварели, может быть приготовлено из гуммиарабика, декстрина, вишневого клея или меда. Связующее вещество чистой гуаши, которая предназначена для станковой живописи и графических работ, бывает в продаже в виде наборов, имеет довольно сложный состав, который трудно приготовить в домашних условиях. Краски же декоративной гуаши, которые применяются в декоративной работе, приготовляются на крахмальном клее, который можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять: 100 г пшеничного крахмала, 1300 г воды и 7 г едкого натра. В разведенный в воде крахмал добавляют едкий натр и тщательно размешивают. Если связующему веществу кеобходимо придать большую крепость, в раствор вводят столярный клей (10 г). При этом несколько увеличивают пропорцию воды (берется 1400 г). Краски, в состав которых входит крахмальный клей, ложатся ровно, приобретают бархатистую поверхность и звучный тон.

Гуашевые краски приготовляются путем смешения красящего вещества и белил со связующим веществом. Смеси тщательно перетирают до тех пор, пока не получится однородная, без комков, пастообразная масса. Благодаря достаточному количеству клеящего вещества краска не пачкается при высыхании, не стирается и дает хорошее сцепление с поверхностью (бумагой, картоном и т. д.). Перетирать краски можно на специальных краскотерочных машинах или вручную, растирая их курантом на каменной доске. При подсыхании массы в неё надо добавить немного воды.

Избыточное количество связующего вещества, используемое при приготовлении гуашевых красок, вызывает нежелательное высветление живописного изображения, а излишне пастозное письмо ведет к осыпанию красок.