9. Культура скифского периода; звериный стиль в искусстве скифов.
Скифы — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности. Скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы — самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра — скифы-земледельцы.
Конь является лучшим товарищем и другом скифа, и скиф не расстается с ним и по смерти, кладя его с, собой в могилу, иногда в богатом золотом и серебряном уборе. Скифы носили рубахи, не доходившие до колен, с узкими рукавами и кожаные узкие или матерчатые широкие штаны. Поверх надевали или безрукавки, или короткие кафтаны с узкими рукавами и косыми полами, более длинными спереди, чем сзади; некоторые были опушены мехом. Существенной частью скифской одежды был кожаный пояс с прорезами и пряжкой, на котором они носили колчан со стрелами, лук и меч. Обувью у скифов служили кожаные полусапожки, перевязанные двумя ремнями. На голове скифы носили башлыки из кожи или верблюжьей шерсти, состоявшие из нескольких кусков, причем один из них закрывал затылок и спускался на спину. Цари носили повязки (диадемы) и дорогие шапки из материи, кожи и металла, опушенные мехом. Женщины носили длинные одежды с длинными узкими рукавами и головной убор вроде кокошника. Кроме бляшек украшением одежды служили металлические и стеклянные бусы, трубочки с каемками, пуговки, привески и бубенчики. Скифы носили также украшение в ушах в виде серег (мужчины в одном правом ухе), шейные обручи, кольца и браслеты на руках. Вооружение скифов, по данным археологических раскопок, состояло из копий, мечей, топоров, луков со стрелами, щитов и лат, железных или бронзовых.
Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.
Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV—III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку.
- 7. Мифомодель мира и человека в трипольской культуре
- 8. Культура древних людей на землях Тавриды: киммерийцы, тавры.
- 9. Культура скифского периода; звериный стиль в искусстве скифов.
- 10. Пантеон скифских богов
- 11. Культура античных городов государств Северного Причерноморья и ее влияние на культуру скифских и восточнославянских племен.
- 12. Религиозные верования славян-язычников.
- 13. Культура восточных славян на этапе создания государства
- 14. Культура Киевской Руси: общая характеристика
- 15 Архитектура Киевской Руси
- 16. Изобразительное искусство Киевской Руси: мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра.
- 17. Феномен древнерусской иконы Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых.
- 18. Литература Киевской Руси.
- 19. Былинный цикл: основные темы и герои.
- 20. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси
- 22. Культура Галицко-Волынского княжества
- 23. Социально-политическая и культурная ситуация в Украине литовско-польского периода.
- 24. Украинские гуманисты 15 – 16 веков.: Дрогобыч, Русин, Ореховский-Роксолан.
- 25. Острожский культурно-образовательный центр и его роль в развитии украинской культуры
- 26. Братские школы и их роль в развитии и утверждении украинской культуры.
- 27. Петр Могила и его роль в духовной истории и культуры Украины
- 28. Киево-Могилянская академия и ее влияние на развитие украинской культуры.
- 29. Архитектура Украины литвоско-польского периода
- 31. Полемическая литература в Украине литовско-польского периода как новый литературный жанр.
- 32. Устное народное творчество: исторические песни и думы
- 33. Исторические условия культурной жизни украинского народа во второй половине 17 – 18 веков
- 36. Архитектура украинского барокко и ее особенности
- 37. Модель мира и человека в творчестве г. С. Сковороды
- 38. Специфика украинского барокко в литературе, театре и музыке