Проявление метра и ритма в костюме
Закон повторения в дизайне проявляется тогда, когда линии, форма, цвет, текстура используются больше одного раза. Повтор придает ощущение упорядоченности.
Простой повтор состоит из одного повторяющегося элемента (ряд пуговиц, складки, мотив рисунка, форма карманов). Сложный повтор – когда в композиции повторяются элементы двух и более видов (цвет и рисунок, линии овала лица и форма выреза и аксессуаров). По способу организации элементов в дизайне повтор может приобретать различные направления: вертикальное, горизонтальное, диагональное, спиральное, радиально-лучевое (веерное). В каждом случае возникает новый характер движения, а значит, новое образное звучание.
Горизонтальный повтор элементов вызывает ощущение устойчивости и равновесия.
Вертикальный повтор – фигура приобретает стройность.
При диагональном и особенно при спиральном повторе возникает активное стремительное движение, обусловленное динамикой наклонных линий.
По частоте повтор бывает регулярным – с одинаковой частотой повторения, и нерегулярным. Из-за недостатка разнообразия регулярный повтор может быть утомительным. Нерегулярный повтор представляет большой интерес в дизайне, так как позволяет глазам сравнивать небольшие изменения.
Гармоничный внешний вид достигается при условии повторения контуров лица (овал лица) в формах вырезов, воротников, аксессуаров, рисунках и орнаментах.
Выбирая украшения или очки, остерегайтесь не нужно точно повторять в их контуре овал лица. Например, к круглому лицу больше подойдут серьги в форме овала, раковины или «слезы», чем абсолютно круглые. А квадратное лицо будет лучше смотреться с серьгами в форме треугольника, звездочки. Квадратные серьги только подчеркнут форму лица.
Закон градации можно представить как один из видов повторов. Она используется при необходимости создать более яркий и динамичный образ. Градация – когда два и больше идентичных элемента с каждым повторением изменяются в сторону увеличения или уменьшения. Этот закон подчеркивает качество постепенно изменяющегося элемента, заставляя глаза следить за этим процессом. Например, красный может постепенно переходить в коричневый, а оливковый плавно переходит в зеленый – это очень гармоничный эффект. Градация в одежде может проявляться в следующих видах:
изменяется величина чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними,
сохраняется величина чередующихся элементов при изменении интервалов между ними,
изменяется и величина элементов, и интервалы между ними,
нарастание и убывание кривизны линий, наклонов этих линий к общей оси и друг к другу,
организация контрастности цвета (от светлого в темному), тональности и цветовых пятен.
Линия, форма, пространство, светлота, цвет часто используются в градации, но в тканях градацию трудно достичь, ее редко используют. Использование градации цвета дает удивительный эффект в создании образа. Если цвет глаз повторить в большой площади (в аксессуарах), то создается очень доверительный образ. Если в одежде повторить цвет кожи или волос, то создается индивидуальный элегантный образ.
Ритм является одним из важнейших композиционных средств. Он способствует организации всех элементов композиции, приведению их к порядку. Ритм – закономерное повторение и чередование соразмерных элементов, приводящее их к гармонической целостности и придающее композиции особую выразительность. В современной одежде ритм отделок, рисунков тканей и трикотажа, драпировок и складок применяется очень широко.
Частный случай ритма – это метр, который является геометрически правильным ритмом. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки. Метрическая организация часто используется в композиции костюма. Она может быть рядовой и осевой. Рядовой метр – это размещение петель и застежек на одежде, складки на юбке. Осевая метрика проявляется в расположении карманов, клапанов, манжет, порядок распределения вертикальных конструктивных и декоративных линий – рельефов, вытачек, складок. Осевой метрический повтор обусловлен вертикальной осью симметрии фигуры человека. Метр обеспечивает композиции костюма упорядоченность, но, с другой стороны, придает ей некоторую монотонность.
Метрический порядок может замедлить или усилить динамичность ритма. Благодаря ритму произведения мы способны воспринять его образ.
Под ритмом подразумевается соотношение частей с учетом их последовательности, чередование элементов формы, которые создают различные временные соотношения. Объединяясь в определенной последовательности, части формы образуют ритмические фигуры, из которых в свою очередь складывается общий ритмический рисунок произведения.
Если необходимо создать более динамичный образ, используют ритм, который выражается количественными изменениями в ряду чередующихся элементов. Для хорошо выраженного ритма достаточно трех видов элементов. Ритм проявляется в:
изменении порядка нарастания или убывания ритмического ряда,
объеме элементов,
структурности,
тоновой, цветовой насыщенности,
закономерном изменении элементов, отличающихся один от другого, но связанных между собой единым приемом изменения,
в характере и размещении элементов,
количестве.
В костюмной композиции может сочетаться несколько видов ритмов.
Ритм в костюме может проявляться в трех видах:
изменяется величина чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними,
величина элементов сохраняется при изменении интервалов,
изменяются и величина, и интервалы.
По способу организации элементов в костюме ритмический порядок может приобретать различные направления: вертикальное, горизонтальное, диагональное, спиральное, радиально-лучевое и комбинированное. В каждом случае появляется новый характер движения и новое образное звучание костюма. Горизонтальная ритмика придает композиции костюма визуальную устойчивость, приземленность, вертикальная – создает ощущение стройности фигуры. Спиральный, диагональный и радиально-лучевой ритм придает активное движение модели, которое обусловлено динамикой наклонных линий.
Ритмическая организация задает форме композиционное движение, которое можно усиливать или ослаблять, изменяя порядок нарастания и убывания ритмического ряда, объем элементов, их структурную, тоновую, цветовую насыщенность. Ритм подчеркивает идею образа, подчиняет его общему настроению. Ритм может быть плавным, когда используется постепенное изменение, вызывая ощущение покоя и умиротворения, а может быть отрывистым. Создавая доверительный образ, используют плавный ритм, при жесткости, драматизме, авторитарности используют отрывистый ритм.
Благодаря ритму усиливается звучание — идеи. Художник, меняя ритмические соотношения, изменяет характер образа. В пределах формы правильное решение ритма помогает охватить произведение в целом. Благодаря ритму взгляд подсознательно соединяет точки в пространстве. Если повторяющиеся точки или элементы отстоят далеко друг от друга, то взгляд как бы перепрыгивает с одного места на другое и модель лишается ритма.
Последовательное закономерное изменение (возрастание или убывание) форм или интервалов между ними определяет собой прогрессивный, или гармонический, порядок ритма.
Многократное регулярное чередование элементов форм и интервалов между ними образует ритмические ряды. Плотность (массивность) или разреженность ритмического ряда зависит от соотношения величин элементов и интервалов между ними.
Построение структуры формы осуществляется с помощью интервалов конечного размера или нулевых интервалов, т.е. без интервалов.
Различают ритмы: убывающие, нарастающие, радиальные, скачкообразные.
Композиционная ритмика в костюме должна начинаться с установления ритмического порядка главных форм. В костюме это: три формы, облегающие голову (воротник, капюшон, головной убор), корпус (лиф и юбка), и руки (рукава). Общий ритмический строй дополняется ритмикой мелких членений. Костюм может быть построен на ритмизации как прямых, так и кривых линий (нарастание и убывание кривизны линий, их наклон к общей оси и друг к другу).
Ритмическая организация цвета является важным вопросом в композиции костюма. Цвет может выступать как элемент композиции, подчиненный другому, более важному композиционному средству, или как главный организующий элемент. Здесь важно достичь цветовой гармонии. Ритмическая организация цветовых пятен часто соединяется с метрической организацией рисунка ткани. Например, полоски с равной шириной цвета и промежутка. При ритмизации цвета важно учитывать, что фигура визуально должна удерживаться в устойчивом положении, то есть тяжелый цвет разместить внизу костюма, а легкий – вверху.
Ритмические движения пластической формы могут быть самыми разнообразными, но должны подчиняться общему композиционному решению костюма.
Виды ритмических движений в костюме:
взаиморасположение и соотношение силуэта одежды с формой головного убора, прической и аксессуарами,
ритмические членения одежды деталями из различных по цвету и фактуре материалов (блузка и юбка, воротники, рукава, манжеты),
горизонтальные и вертикальные членения одежды посредством поясов, кокеток, вставок и т.п.,
членение одежды рельефными декоративными швами, складками, сборками, и т.п.,
ритмика, связанная с использованием в одежде тканей с орнаментными набивными и ткаными рисунками.
Перечисленные виды ритмики в костюме можно рассматривать как способы орнаментации изделия, как принципы внутреннего заполнения силуэта. При этом пластический образ костюма диктует характер и расположение членений в одежде.
Повторяющаяся группа элементов (с интервалами) называется периодом ряда.
Впечатление монотонности ряда перебивается элементами для активизации впечатления от общей формы. Прогрессивный ритмический ряд основывается на закономерностях арифметической или геометрической прогрессии. При построении ряда на основе арифметической прогрессии соблюдается постоянная разность, а на основе геометрической прогрессии — постоянное отношение между величинами соседних элементов или интервалов ряда.
Достичь единства конструкции и формы можно, сопоставляя с точки зрения ритма отдельные ее части и этим узаконивая жизненность формы.
Чередование равных по величине элементов образует равномерное движение. В этом движении некоторые элементы выделяются зрительным "ударением" — акцентами.
Элементы, на которые приходятся акценты, называются активным и. Элементы, не имеющие акцентов, — пассивными.
Скорость нарастания движения элементов называется темпом. Темп бывает медленным, умеренным, нарастающим и быстрым. Темп имеет эмоциональные оттенки.
Для придания структуре формы большей выразительности применяют различные способы ускорения движения, усиления динамичности.
Ритм, метр и темп имеют огромное значение, так как они определяют динамику формы, организованность и характер образа.
Произведение в целом может быть составлено из связанных частей одинакового или разного метрического или ритмического характера, при этом возможны четыре случая соединения построений: равнометричных и равноритмичных; равнометричных и разноритмичных; разно метричных и равноритмичных; разнометричных и разноритмичных.
- Вопрос 63. Пропорции в костюме 1
- Масштаб. Масштабность в костюме
- Проявление метра и ритма в костюме
- Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура
- Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана
- Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера
- Трансформация природных форм
- Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
- Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера
- Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера
- Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера
- Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера
- Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера
- Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма
- Принципы организации предметов костюма в комплекты
- Сопряжение форм и конструкций в комплектах
- Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме
- Вопрос 42. Понятие «коллекция». Виды коллекций
- Вопрос 56 Способы графической подачи коллекции. Фор-эскизы, технические рисунки, творческие эскизы и рекламный плакат коллекции