logo
Обзорные лекции по проектированию 2014

Принципы организации предметов костюма в комплекты

Современный промышленный спо­соб производства одежды остро пос­тавил вопрос о взаимосвязи от­дельных изделий между собой.

Решение этого вопроса потребова­ло серьезных поисков основ, кото­рые позволили бы заложить в соз­даваемый костюм самые общие прин­ципы, отражающие характерные осо­бенности различных типов людей, с одной стороны, а с другой — спо­собы организации изделий в опре­деленную целостность — комплект. Комплект (от лат. Completus – полный) – набор одежды и предметов, дополняющих друг друга и составляющих вместе костюм, отвечающий определенному назначению и художественному решению. Комплект – открытый комплекс одежды из взаимозаменяемых элементов, для которого характерна многослойность при самостоятельности каждого изделия. Комплект предполагает возможность изменения костюма в зависимости от ситуации. Комплект состоит из единичных изделий: жакетов, юбок, брюк, жилетов и т.д. единство отдельных составляющих комплекта, как, правило, обеспечивается их соответствием друг другу по цвету, форме, силуэту, декору, стилю. Это качество должно быть заложено еще на стадии проектирования промышленной коллекции одежды. Возможность комбинирования является одним из главных требований, которые современный потребитель предъявляет к готовой одежде.

Единичные изделия комплекта могут менять свое назначение (повседневное - на нарядное, деловое - на дорожное и, наоборот) при вариантном сочетании в разных комплектах. Поэтому при проектировании комплектов изделий необходимо учитывать это обстоятельство и расширять границы использования отдельных вещей.

Ежегодная смена модных направ­лений делает наиболее актуальны­ми, модными разные изделия (брю­ки, сарафаны, платья, различные жи­леты, мужские рубашки-батники и пр.), отчего меняется и система взаимосвязи изделий.

Конечно, общий строй костюма устанавливается таким образом, что­бы выявлять модную в данном сезоне часть одежды (изделие). Для этого используются определенные пропорциональные отношения, фак­туры материалов, цветовые отно­шения.

Другими не менее важными фак­торами, влияющими на организацию комплекта одежды, являются: воз­растные барьеры, ограничивающие возможность распространения тех или иных модных изделий, но тем самым и обостряющие их актуаль­ность; различные виды деятельности людей, способствующие использова­нию модных изделий или затруд­няющие его; промышленные возмож­ности в производстве тех или иных видов изделий.

Взаимодействие модных тенденций с этими факторами следует учиты­вать в организации комплектов кон­кретного назначения.

На стадии анализа выясняются для данной ситуации основные фор­мы проявления жизнедеятельности человека, которые требуют опреде­ленных типов одежды, включая обувь и головные уборы. Весь комп­лект изделий в этих случаях должен обладать общей для них функцией: обеспечить удобство жизнедеятель­ности человека в конкретной ситуа­ции.

Общность функций, выполняемых комплектом изделий, делает необ­ходимым их разработку на одних и тех же принципиальных основах.

Уже на стадии анализа опреде­ляется в общих чертах структура данного типа костюма (частей одеж­ды, обуви, головного убора и пр.), "очерчиваются" тип целой формы и ее частей по их массе и геометри­ческому виду, их принципиальная конструкция, тип материала. А это и есть основные принципиальные позиции, на которых строится даль­нейшая разработка одного изделия и комплекта.

Следующая за определением струк­туры стадия — композиционная про­работка комплекта изделий — бу­дет направлена на достижение их стилевой общности. Этого добивают­ся следующим образом.

Выявление конкретного характера костюма требует выбора и утверж­дения того или иного принципа соп­ряжения форм.