logo
Обзорные лекции по проектированию 2014

Масштаб. Масштабность в костюме

Масштаб определяется системой членений, соотношением частей и целого и является средством повышения эмоциональной выразительности формы, а также средством выявления структурных и композиционных связей между частями формы и ком­позиционной разработкой. Согласованность размерных показателей всех составляющих определяет степень грамотности построения форм костюма и его пластической выразительности.

Распределение масштабных характеристик в костюме обусловлено его назначением, стилевыми и модными особенностями, присущими данному периоду времени. Так, в ассортименте женской одежды пальтовой группы детали могут иметь значительно большую площадь, чем в ассортименте платьево-костюмной группы.

При рассмотрении категории масштаба различают пространственный и временной аспекты.

Пространственный аспект выявляет принцип связи элементов в определенный период времени и имеет значение на стадии проектного и эскизного поисков. При задании масштабных характерис­тик формы учитывают антропологи­ческий, структурный и композицион­ный уровни формообразования.

На антропологическом уровне фор­мообразования масштабную характеристику элементов формы задают условным разделением фигуры человека на так называемые, конструк­тивные пояса. Различают традиционно пояса: головной, шейный II, плечевой III, подмышечно-плечевой IV, подмышечный V, грудной VI, талиевый VII, бедрен­ный VIII, бедра ноги IX, коленный X, голенный XI.

При построении масштабного соотношения элементов костюма на лист бумаги наносится условная графическая сетка, соответствующая основным конструктивным поясам фигуры. В этом случае линейная прорисовка контуров фигуры необязательна, так как антропологический уровень является необходимым корректирующим моментом формообра­зования, пространственным каркасом, который осуществляет связь самых разных форм и элементов с фигурой и при любой стилизации сохраняет целостность и логику фор­мы.

На структурном уровне формообразования в основу масштабной характеристики закладывают пропорциональные соотношения частей фор­мы и ее объемов, эти соотношения варьируют в пределах антропологи­ческой модели фигуры. Варьирование подразумевает поиск эмоциональных и тектонических возможностей гар­монизации формы средствами мас­штабных величин.

На композиционном уровне формообразования масштабную характе­ристику определяет размер рисунка ткани, а также размер отдельных цветовых и тональных площадей, деталей, отделочных элементов. Группировка композиционных элементов повышает эмоциональное состояние формы. Масштабное варьирование по­зволяет придать большую монолит­ность форме, выявить ее пластичес­кое многообразие, подчеркнуть структурные особенности формооб­разования. Наиболее гармоничные решения достигают сочетанием трех групп элементов: мелких, средних, крупных. Принцип повторности и ста­бильности в сочетании этих групп обеспечивает гармонизацию формы,

В условиях промышленного проектирования все группы масштабных характеристик формы связаны единой системой гармонизации формы. В качестве гармонизирующего начала здесь выступает модуль или стан­дарт — размер, принимаемый за ос­нову при построении масштабных величин. Стандарт задается системой пропорционирования, типом симмет­рии формы, системой метроритми­ческих отношений, которые задают пластические решения.

Большое значение при этом придают проблеме корректировки масштаба, которая позволяет учитывать законы зрительного восприятия. Так, формы, расчлененные горизонтально, кажутся крупнее нерасчлененных форм, однако при возрастающей роли расчле­нений это ощущение исчезает. Вертикальные формы кажутся выше, нежели равновеликие им горизон­тальные, так же как светлые поверхности кажутся крупнее темных и т.д. Здесь вступает в свои права закон зрительной иллюзии.

Масштабные характеристики фор­мы имеют развитие во времени и непосредственно связаны с процессом формообразования.