Трансформация природных форм
Природа является неиссякаемым источником вдохновения для художественной деятельности. Потребность понять окружающий мир, познать природу в ее цельности привела к изучению и воплощению ее законов. В конце 1950-х годов зародилась наука бионика, которая изучает возможности использования биологических систем и процессов. Родоначальниками бионики принято считать Леонардо да Винчи, Н.Е. Жуковского, Л. Гальвани. Живой природой был пронизан стиль модерн, зародившийся на стыке рубежей XIX – XX вв. В этот период возникла теория ограниченной архитектуры. Работы испанского архитектора А. Гауди – ярчайший пример биологизации конструктивных форм архитектуры. Еще больше развил идею органической архитектуры Ле Карбюзье. Он первый предложил конкретные принципы возрождения генетических связей людей с природой. Его можно назвать основоположником архитектурной бионики. Скоро бионика стала распространяться и на другие области: бытовая техника (самозатачивающиеся ножи по принципу зубов грызунов), военная промышленность (форма подводных лодок по форме рыб) и т.д. Ярким воплощением бионики стала «липучка» (велькро), созданная на основе колючек репейника, успешно применяемая в дизайне костюма, обуви и аксессуаров.
Очень часто различные объекты живой природы являются источником возникновения образных ассоциаций у художника-модельера и вдохновляют его на создание новых коллекций. Однако, костюм, являясь объемно-пространственной структурой, приспособленной к форме человеческого тела, не может быть механической копией природного первоисточника. Дизайнер выражает предметы природы не через конкретное изображение, а через эмоциональные ассоциации. Натолкнуть на новую идею может пластическая организация природной формы, красота и образное звучание линий, рисующих форму, ритмический строй. Поэтому, когда дизайнер, собирая для своего творчества натурный материал, рисует растение, он отбирает формы и линии, наполненные образным содержанием, т.е. те линии, которые вызывают эмоциональное впечатление. Линия, взятая из натурной зарисовки, может дать силуэтную линию какой-либо части изделия, доминирующей над другими формами и акцентирующей всю композицию – рукава, головной убор, воротник. Одна такая найденная линия может породить варианты. Она сама может быть темой разработки формы в серии или коллекции одежды. Одна зарисовка растения может дать несколько вариантов сразу. Например, зарисовка цветка или животного рождает мысль о разработке линий силуэта, линий внутреннего членения форм изделия, приемов декоративной разработки внутри формы, оформления дополнений к этому изделию, фактуру, орнамент. Упражнения по зарисовке и анализу форм природы развивают творческое мышление, фантазию.
Импульсом для преобразования животного мира иногда служит качество его поверхности: оперение птиц, рисунок кожного покрова зверей, рептилий, насекомых. Орнаментальные узоры, взятые из природы, могут быть использованы не только в единстве с внешней формой самого объекта, но и иметь самостоятельное значение.
Путь трансформации природного источника:
1.Художник изучает природный объект, наблюдает за ним. Значение имеет внешний вид, манера поведения, позы, характер передвижения.
2.Выполнение набросков с натуры, отмечая наиболее характерные особенности природной формы и принципы ее внутренней орнаментации. На основе зарисовок с натуры выполняется серия рисунков, где реальный образ природного источника трансформируется в более условный, обобщенный, т. е., превратить натуралистичную форму в декоративную.
3.Постепенное приближение к силуэту костюма.
Гармония, царящая в природе, окружает человека на протяжении всей жизни, оказывая огромное влияние на формирование личности. Контакт с природой является неисчерпаемым источником творческого вдохновения в работе над коллекциями одежды. Изучая растительный и животный мир, дизайнер создает новые формы одежды, воплощая их в реальные изделия.
Бионика – наука, которая исследует закономерности природы, и на основе изученных закономерностей и использования достижений других отраслей знаний создает по образцу природы новые вещи и комбинации, какие в природе не существуют.
Бионика в современном, историческом костюме представляет собой процесс использования законов формообразования живой природы, что зачастую происходит интуитивно, но бионика в костюме осознает этот процесс и направляется по тому руслу, которого требует жизнь.
Человеку ближе всего природа, частью которой он является, и те образы, которые ему больше всего нравятся. Не случайно в костюме мы чаще всего встречаемся с прямыми заимствованиями природных мотивов или с природными символами.
Исследования позволили выявить семь типов трансформации природной формы в костюме:
1. Непосредственное использование природных элементов (живые цветы, перья и т.п.).
2. Копирование природных форм из различных материалов (искусственные цветы, перья).
3. Имитация биоформ (банты, узлы, переплетения, фактура и др.).
4. Рисунок на ткани и декор.
5. Аналогичность формы костюма природной.
6. Использование строения или структуры биоформ.
7. Бионическое проектирование.
В исторических костюмах можно найти много аналогий и заимствований из природных форм и прямого подражания природе, но интересно проследить, как отражаются природные мотивы в современном костюме.
Бионика способна решать самые разнообразные вопросы формообразования и теории художественного проектирования костюма, совершенствования композиционных приемов – пропорций, симметрии, ритмов, цвета и т.д.
- Вопрос 63. Пропорции в костюме 1
- Масштаб. Масштабность в костюме
- Проявление метра и ритма в костюме
- Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура
- Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана
- Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера
- Трансформация природных форм
- Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
- Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера
- Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера
- Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера
- Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера
- Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера
- Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма
- Принципы организации предметов костюма в комплекты
- Сопряжение форм и конструкций в комплектах
- Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме
- Вопрос 42. Понятие «коллекция». Виды коллекций
- Вопрос 56 Способы графической подачи коллекции. Фор-эскизы, технические рисунки, творческие эскизы и рекламный плакат коллекции