logo
Обзорные лекции по проектированию 2014

Проявление метра и ритма в костюме

Закон повторения в дизайне проявляется тогда, когда линии, форма, цвет, текстура используются больше одного раза. Повтор придает ощущение упорядоченности.

Простой повтор состоит из одного повторяющегося элемента (ряд пуговиц, складки, мотив рисунка, форма карманов). Сложный повтор – когда в композиции повторяются элементы двух и более видов (цвет и рисунок, линии овала лица и форма выреза и аксессуаров). По способу организации элементов в дизайне повтор может приобретать различные направления: вертикальное, горизонтальное, диагональное, спиральное, радиально-лучевое (веерное). В каждом случае возникает новый характер движения, а значит, новое образное звучание.

Горизонтальный повтор элементов вызывает ощущение устойчивости и равновесия.

Вертикальный повтор – фигура приобретает стройность.

При диагональном и особенно при спиральном повторе возникает активное стремительное движение, обусловленное динамикой наклонных линий.

По частоте повтор бывает регулярным – с одинаковой частотой повторения, и нерегулярным. Из-за недостатка разнообразия регулярный повтор может быть утомительным. Нерегулярный повтор представляет большой интерес в дизайне, так как позволяет глазам сравнивать небольшие изменения.

Гармоничный внешний вид достигается при условии повторения контуров лица (овал лица) в формах вырезов, воротников, аксессуаров, рисунках и орнаментах.

Выбирая украшения или очки, остерегайтесь не нужно точно повторять в их контуре овал лица. Например, к круглому лицу больше подойдут серьги в форме овала, раковины или «слезы», чем абсолютно круглые. А квадратное лицо будет лучше смотреться с серьгами в форме треугольника, звездочки. Квадратные серьги только подчеркнут форму лица.

Закон градации можно представить как один из видов повторов. Она используется при необходимости создать более яркий и динамичный образ. Градация – когда два и больше идентичных элемента с каждым повторением изменяются в сторону увеличения или уменьшения. Этот закон подчеркивает качество постепенно изменяющегося элемента, заставляя глаза следить за этим процессом. Например, красный может постепенно переходить в коричневый, а оливковый плавно переходит в зеленый – это очень гармоничный эффект. Градация в одежде может проявляться в следующих видах:

Линия, форма, пространство, светлота, цвет часто используются в градации, но в тканях градацию трудно достичь, ее редко используют. Использование градации цвета дает удивительный эффект в создании образа. Если цвет глаз повторить в большой площади (в аксессуарах), то создается очень доверительный образ. Если в одежде повторить цвет кожи или волос, то создается индивидуальный элегантный образ.

Ритм является одним из важнейших композиционных средств. Он способствует организации всех элементов композиции, приведению их к порядку. Ритм – закономерное повторение и чередование соразмерных элементов, приводящее их к гармонической целостности и придающее композиции особую выразительность. В современной одежде ритм отделок, рисунков тканей и трикотажа, драпировок и складок применяется очень широко.

Частный случай ритма – это метр, который является геометрически правильным ритмом. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки. Метрическая организация часто используется в композиции костюма. Она может быть рядовой и осевой. Рядовой метр – это размещение петель и застежек на одежде, складки на юбке. Осевая метрика проявляется в расположении карманов, клапанов, манжет, порядок распределения вертикальных конструктивных и декоративных линий – рельефов, вытачек, складок. Осевой метрический повтор обусловлен вертикальной осью симметрии фигуры человека. Метр обеспечивает композиции костюма упорядоченность, но, с другой стороны, придает ей некоторую монотонность.

Метрический порядок может за­медлить или усилить динамичность ритма. Благодаря ритму произведе­ния мы способны воспринять его образ.

Под ритмом подразумевается соот­ношение частей с учетом их после­довательности, чередование элемен­тов формы, которые создают раз­личные временные соотношения. Объединяясь в определенной после­довательности, части формы обра­зуют ритмические фигуры, из кото­рых в свою очередь складывается общий ритмический рисунок произ­ведения.

Если необходимо создать более динамичный образ, используют ритм, который выражается количественными изменениями в ряду чередующихся элементов. Для хорошо выраженного ритма достаточно трех видов элементов. Ритм проявляется в:

В костюмной композиции может сочетаться несколько видов ритмов.

Ритм в костюме может проявляться в трех видах:

По способу организации элементов в костюме ритмический порядок может приобретать различные направления: вертикальное, горизонтальное, диагональное, спиральное, радиально-лучевое и комбинированное. В каждом случае появляется новый характер движения и новое образное звучание костюма. Горизонтальная ритмика придает композиции костюма визуальную устойчивость, приземленность, вертикальная – создает ощущение стройности фигуры. Спиральный, диагональный и радиально-лучевой ритм придает активное движение модели, которое обусловлено динамикой наклонных линий.

Ритмическая организация задает форме композиционное движение, которое можно усиливать или ослаблять, изменяя порядок нарастания и убывания ритмического ряда, объем элементов, их структурную, тоновую, цветовую насыщенность. Ритм подчеркивает идею образа, подчиняет его общему настроению. Ритм может быть плавным, когда используется постепенное изменение, вызывая ощущение покоя и умиротворения, а может быть отрывистым. Создавая доверительный образ, используют плавный ритм, при жесткости, драматизме, авторитарности используют отрывистый ритм.

Благодаря ритму усили­вается звучание — идеи. Художник, меняя ритмические соот­ношения, изменяет характер образа. В пределах формы правильное реше­ние ритма помогает охватить произ­ведение в целом. Благодаря ритму взгляд подсознательно соединяет точки в пространстве. Если повто­ряющиеся точки или элементы от­стоят далеко друг от друга, то взгляд как бы перепрыгивает с одного места на другое и модель лишается ритма.

Последовательное закономерное изменение (возрастание или убыва­ние) форм или интервалов между ними определяет собой прогрессив­ный, или гармонический, порядок ритма.

Многократное регулярное чередо­вание элементов форм и интервалов между ними образует ритмиче­ские ряды. Плотность (массив­ность) или разреженность ритмичес­кого ряда зависит от соотношения величин элементов и интервалов меж­ду ними.

Построение структуры формы осуществляется с помощью интервалов конечного размера или нулевых интервалов, т.е. без интервалов.

Различают ритмы: убывающие, на­растающие, радиальные, скачкообраз­ные.

Композиционная ритмика в костюме должна начинаться с установления ритмического порядка главных форм. В костюме это: три формы, облегающие голову (воротник, капюшон, головной убор), корпус (лиф и юбка), и руки (рукава). Общий ритмический строй дополняется ритмикой мелких членений. Костюм может быть построен на ритмизации как прямых, так и кривых линий (нарастание и убывание кривизны линий, их наклон к общей оси и друг к другу).

Ритмическая организация цвета является важным вопросом в композиции костюма. Цвет может выступать как элемент композиции, подчиненный другому, более важному композиционному средству, или как главный организующий элемент. Здесь важно достичь цветовой гармонии. Ритмическая организация цветовых пятен часто соединяется с метрической организацией рисунка ткани. Например, полоски с равной шириной цвета и промежутка. При ритмизации цвета важно учитывать, что фигура визуально должна удерживаться в устойчивом положении, то есть тяжелый цвет разместить внизу костюма, а легкий – вверху.

Ритмические движения пластической формы могут быть самыми разнообразными, но должны подчиняться общему композиционному решению костюма.

Виды ритмических движений в костюме:

Перечисленные виды ритмики в костюме можно рассматривать как способы орнаментации изделия, как принципы внутреннего заполнения силуэта. При этом пластический образ костюма диктует характер и расположение членений в одежде.

Повторяющаяся группа элементов (с интервалами) называется периодом ряда.

Впечатление монотонности ряда перебивается элементами для акти­визации впечатления от общей фор­мы. Прогрессивный ритмический ряд основывается на закономерностях арифметической или геометричес­кой прогрессии. При построении ряда на основе арифметической прогрес­сии соблюдается постоянная разность, а на основе геометрической прогрес­сии — постоянное отношение между величинами соседних элементов или интервалов ряда.

Достичь единства конструкции и формы можно, сопоставляя с точки зрения ритма отдельные ее части и этим узаконивая жизненность фор­мы.

Чередование равных по величине элементов образует равномерное дви­жение. В этом движении некоторые элементы выделяются зрительным "ударением" — акцентами.

Элементы, на которые приходятся акценты, называются активным и. Элементы, не имеющие акцен­тов, — пассивными.

Скорость нарастания движения эле­ментов называется темпом. Темп бывает медленным, умеренным, на­растающим и быстрым. Темп имеет эмоциональные оттенки.

Для придания структуре формы большей выразительности применяют различные способы ускорения движе­ния, усиления динамичности.

Ритм, метр и темп имеют огромное значение, так как они определяют динамику формы, организованность и характер образа.

Произведение в целом может быть составлено из связанных частей оди­накового или разного метрического или ритмического характера, при этом возможны четыре случая соеди­нения построений: равнометричных и равноритмичных; равнометричных и разноритмичных; разно метричных и равноритмичных; разнометричных и разноритмичных.