Сопряжение форм и конструкций в комплектах
Формы костюма сопрягаются между собой по принципам:
1. простого примыкания форм,
2. взаимного пересечения форм друг с другом,
3. зависимости форм, расположенных на расстоянии друг от друга.
Примером простого примыкания форм служат комплекты, состоящие из блузки с юбкой или рубашки с брюками, если блузка или рубашка заканчиваются у пояса юбки или брюк, т.е. конструктивно у края одного изделия начинается следующее изделие. Примером взаимного пересечения форм друг с другом служат комплекты, состоящие минимум из трех изделий, скажем, рубашки, брюк и длинного глухо застегивающегося спереди жилета. Форма жилета как верхней части по отношению к рубашке и брюкам не полностью их покрывает: его края (низ, проймы и горловина) как бы пересекают выходящие из него формы брюк, рукавов рубашки и пр. Принцип взаимного пересечения форм отражает получившую широкое распространение многослойность в одежде.
Выбор и утверждение принципа сопряжения форм влияет на степень открытости или замкнутости формы костюма в целом. Простое примыкание форм имеет тенденцию давать замкнутый строй костюма. Во взаимном пересечении форм заключена достаточно ярко выраженная тенденция давать открытый строй костюма. Само пересечение, пронизывание форм возможно лишь при наличии открытого характера одной из них. Мера свободы изделия (воздушные прослойки) увеличивает тенденцию к получению открытой формы, а при распашном решении изделия достигается полная, буквальная, открытость формы. Многослойное решение современной одежды при относительной самостоятельности каждого изделия демонстрирует нам решение комплекта одежды как открытой формы костюма.
Отработка сопряжения отдельных форм проходит одновременно в нескольких направлениях:
1. Корректировка форм отдельных изделий по массе и величине путем уточнения их пропорциональных отношений. В плане простого примыкания форм это сопоставление и корректировка особых сложностей не представляют. При взаимном пересечении форм пропорционированию подвергаются видимые (выходящие наружу) части форм. А при сопоставлении форм, расположенных на расстоянии друг от друга (обуви, дополнений с формами одежды), непосредственно пропорциональной зависимости устанавливать не следует. Взаимная зависимость этих частей костюма будет определяться визуальной уравновешенностью (с учетом функциональной значимости отдельных форм) общего комплекса форм.
2. Отработка характера кривизны поверхности форм, или характера пластики формы. В плане простого примыкания форм возможно любое соотношение форм, основанное на контрастном или тождественном сопоставлении пластики форм или на нюансном "перетекании" одного характера пластики формы в другой. В плане взаимного пересечения форм более выразительными являются достаточно контрастные по пластическому решению формы, хотя возможны и другие соотношения. При расположении форм на расстоянии их пластическая зависимость чаще строится на нюансных отношениях. Отработка пластики форм с учетом пластических свойств материала соответствует достижению стилевого единства этих форм.
3. Согласование конструктивного строя форм — проводится и в плане более тонкой пластической проработки стилевого единства форм, но, прежде всего с целью обеспечения эргономических свойств изделий. (Конструкция изделия должна обеспечивать оптимальные условия для жизнедеятельности человека.) Эта работа проводится независимо от заложенного принципа сопряжения форм. Принцип конструктивного членения формы (членения вертикальные или горизонтальные, проходящие по наиболее выпуклым и вогнутым частям поверхности, или членения диагональные, пластично переходящие через выпуклые и вогнутые части поверхности) должен быть единым в решении комплекса форм.
4. Соответствие перечисленных выше аспектов деятельности возможностям материала, его пластическим свойствам, цвету и фактуре. Осуществить замысел, используя данные материалы, можно в достаточно широком диапазоне. Комплекты проектируются в широкой гамме пластических свойств материала — от выполнения изделий из одной ткани, тканей-компаньонов, тканей из пряжи одной толщины, но разных структур, тканей с разным составом смесей до изделий, выполненных из тканей достаточно контрастных пластических свойств, что зависит от вида волокон, характера пряжи, структуры переплетения, отделки тканей. Многообразие материалов во много раз увеличивается, если иметь в виду их цвет и рисунок. Решение комплектов в цвете (проблема, требующая специального рассмотрения) в общем виде проходит в плане решения цвета по принципам контрастности, родственности или родственно-контрастного сочетания.
Бесконечное разнообразие рисунков материалов ставит художника, проектирующего комплект, перед необходимостью очертить круг возможностей в сопоставлении в одном комплекте орнаментов, разных по характеру (растительный, геометрический, тематический), масштабу орнаментального мотива и по ритмической организации плоскости. Эта проблема, так же как и цвет, достойна специального рассмотрения. А в общем виде она решается на основе визуального восприятия данного костюма как уравновешенной, упорядоченной, целостной системы, в которой сопоставление орнаментов допускается в пределах, не разрушающих стилевого единства комплекта. Масштаб орнаментального мотива определяется назначением комплекта и значимостью в нем конкретного изделия, на поверхности которого развивается сам орнамент. Плотность орнамента по отношению к полю, и его ритмическая организация будут избираться в зависимости, от конструктивного строя изделий, составляющих комплект.
Разработанный тип костюма с определенным принципом сопряжения отдельных форм, их стилевой общностью предполагает дальнейшую разработку вариаций в решении форм изделий. Эта работа, проходя в совершенно четких и достаточно жестких рамках, с большей очевидностью демонстрирует необходимость умения не только сочинять на заданную тему, но и использовать принципы комбинаторики. Таким путем получаются многочисленные вариации изделий одного назначения. Существование достаточного разнообразия однородных изделий, их взаимозаменяемость дают возможность выразить индивидуальность человека.
Итак, организация комплекта строится по принципам сопряжения форм и их гармонизации пропорционированием и приведением пластики форм к стилевому единству. Важным средством в эксплуатации комплекта является возможность заменять его отдельные части.
Основу современного костюма составляют изделия массового производства. В тех случаях, когда они разрабатываются на основе устойчивого типа костюма, на основе базовой его конструкции [28], они легко входят в гардероб человека. Такую роль наилучшим образом выполняют изделия, несложные по своей конструкции, фактуре материала, изделия спокойных цветов, лишенные броской отделки (свитеры, блузы мужского покроя, прямые юбки, строгие брюки, небольшие жилеты). Композиционно они связываются с большей частью существующих типов костюма.
Тип костюма определяется характером деятельности в нем человека в определенной среде. В наш век преобладает костюм простых форм, в основном обеспечивающий комфорт для трудовой деятельности человека.
Каждый вид деятельности имеет свои особенности. Необходимость привести в соответствие свой внешний вид, свой костюм характеру деятельности явилась определяющим фактором в развитии и утверждении в наши дни костюма как системы промышленных изделий, составляющих комплект, где отдельные изделия могут заменяться другими, но способными выполнять те же функции. Именно поэтому находят применение многочисленные вариации одного типа изделия.
Так, в комплекты входят изделия, по одним свойствам (допустим, материалу) согласующиеся с остальными изделиями, а по другим (скажем, конструкции или характеру деталей) начинающие развивать тему некоторой "приподнятости", нарядности или тему утилитарной целесообразности дорожного костюма. Через эти изделия может проходить объединение комплектов, действительно предназначенных для торжественных случаев или экскурсионно-туристических мероприятий, с повседневно-деловыми. Композиционно это окажется возможным при решении форм изделий этих комплектов в одном пластическом ключе, в близких по характеру материалах.
Таким образом, характер жизнедеятельности современного человека определяет существование тех или иных типов костюма. Массовое производство отдельных изделий и утверждаемая направлениями моды система связи между ними дают основу для объединения изделий по определенным принципам в комплекты. В наши дни утвердились разнообразные виды комплектов: домашний, повседневно-деловой, дорожный, комплекты для отдыха по временам года, для торжественных случаев. Существуют комплекты специального назначения (по видам деятельности на производстве и в сфере обслуживания).
- Вопрос 63. Пропорции в костюме 1
- Масштаб. Масштабность в костюме
- Проявление метра и ритма в костюме
- Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура
- Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана
- Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера
- Трансформация природных форм
- Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
- Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера
- Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера
- Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера
- Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера
- Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера
- Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма
- Принципы организации предметов костюма в комплекты
- Сопряжение форм и конструкций в комплектах
- Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме
- Вопрос 42. Понятие «коллекция». Виды коллекций
- Вопрос 56 Способы графической подачи коллекции. Фор-эскизы, технические рисунки, творческие эскизы и рекламный плакат коллекции