logo
Обзорные лекции по проектированию 2014

Сопряжение форм и конструкций в комплектах

Формы костюма соп­рягаются между собой по принци­пам:

1. простого примыкания форм,

2. взаимного пересечения форм друг с другом,

3. зависимости форм, рас­положенных на расстоянии друг от друга.

Примером простого примыкания форм служат комплекты, состоя­щие из блузки с юбкой или рубаш­ки с брюками, если блузка или рубашка заканчиваются у пояса юбки или брюк, т.е. конструктивно у края одного изделия начинается следую­щее изделие. Примером взаимного пересечения форм друг с другом служат комплекты, состоящие ми­нимум из трех изделий, скажем, рубашки, брюк и длинного глухо застегивающегося спереди жилета. Форма жилета как верхней части по отношению к рубашке и брю­кам не полностью их покрывает: его края (низ, проймы и горло­вина) как бы пересекают выходя­щие из него формы брюк, рука­вов рубашки и пр. Принцип взаим­ного пересечения форм отражает получившую широкое распростране­ние многослойность в одежде.

Выбор и утверждение принципа сопряжения форм влияет на степень открытости или замкнутости формы костюма в целом. Простое примы­кание форм имеет тенденцию давать замкнутый строй костюма. Во взаим­ном пересечении форм заключена достаточно ярко выраженная тен­денция давать открытый строй кос­тюма. Само пересечение, пронизывание форм возможно лишь при нали­чии открытого характера одной из них. Мера свободы изделия (воз­душные прослойки) увеличивает тен­денцию к получению открытой фор­мы, а при распашном решении из­делия достигается полная, букваль­ная, открытость формы. Многослойное решение современной одежды при относительной самостоятельности каждого изделия демонстрирует нам решение комплекта одежды как от­крытой формы костюма.

Отработка сопряжения отдельных форм проходит одновременно в нес­кольких направлениях:

1. Корректировка форм отдель­ных изделий по массе и величине путем уточнения их пропорциональ­ных отношений. В плане простого примыкания форм это сопоставление и корректировка особых сложностей не представляют. При взаимном пере­сечении форм пропорционированию подвергаются видимые (выходящие наружу) части форм. А при сопостав­лении форм, расположенных на рас­стоянии друг от друга (обуви, до­полнений с формами одежды), непос­редственно пропорциональной зави­симости устанавливать не следует. Взаимная зависимость этих частей костюма будет определяться визуаль­ной уравновешенностью (с учетом функциональной значимости отдель­ных форм) общего комплекса форм.

2. Отработка характера кривизны поверхности форм, или характера пластики формы. В плане просто­го примыкания форм возможно лю­бое соотношение форм, основанное на контрастном или тождественном сопоставлении пластики форм или на нюансном "перетекании" одного характера пластики формы в дру­гой. В плане взаимного пересечения форм более выразительными являют­ся достаточно контрастные по плас­тическому решению формы, хотя возможны и другие соотношения. При расположении форм на рас­стоянии их пластическая зависимость чаще строится на нюансных отно­шениях. Отработка пластики форм с учетом пластических свойств материала соответствует достижению стилевого единства этих форм.

3. Согласование конструктивного строя форм — проводится и в плане более тонкой пластической проработ­ки стилевого единства форм, но, прежде всего с целью обеспечения эргономических свойств изделий. (Конструкция изделия должна обес­печивать оптимальные условия для жизнедеятельности человека.) Эта ра­бота проводится независимо от за­ложенного принципа сопряжения форм. Принцип конструктивного чле­нения формы (членения вертикаль­ные или горизонтальные, проходя­щие по наиболее выпуклым и вог­нутым частям поверхности, или чле­нения диагональные, пластично пе­реходящие через выпуклые и вог­нутые части поверхности) должен быть единым в решении комплек­са форм.

4. Соответствие перечисленных вы­ше аспектов деятельности возмож­ностям материала, его пластичес­ким свойствам, цвету и фактуре. Осуществить замысел, используя дан­ные материалы, можно в достаточно широком диапазоне. Комплекты про­ектируются в широкой гамме плас­тических свойств материала — от выполнения изделий из одной тка­ни, тканей-компаньонов, тканей из пряжи одной толщины, но разных структур, тканей с разным соста­вом смесей до изделий, выполненных из тканей достаточно контрастных пластических свойств, что зависит от вида волокон, характера пряжи, структуры переплетения, отделки тканей. Многообразие материалов во много раз увеличивается, если иметь в виду их цвет и рисунок. Решение комплектов в цвете (проблема, тре­бующая специального рассмотрения) в общем виде проходит в плане решения цвета по принципам конт­растности, родственности или род­ственно-контрастного сочетания.

Бесконечное разнообразие рисун­ков материалов ставит художника, проектирующего комплект, перед необходимостью очертить круг воз­можностей в сопоставлении в одном комплекте орнаментов, разных по характеру (растительный, геомет­рический, тематический), масштабу орнаментального мотива и по рит­мической организации плоскости. Эта проблема, так же как и цвет, достой­на специального рассмотрения. А в общем виде она решается на основе визуального восприятия данного кос­тюма как уравновешенной, упоря­доченной, целостной системы, в кото­рой сопоставление орнаментов до­пускается в пределах, не разрушаю­щих стилевого единства комплекта. Масштаб орнаментального мотива оп­ределяется назначением комплекта и значимостью в нем конкретного изделия, на поверхности которого развивается сам орнамент. Плотность орнамента по отношению к полю, и его ритмическая организация будут избираться в зависимости, от кон­структивного строя изделий, состав­ляющих комплект.

Разработанный тип костюма с опре­деленным принципом сопряжения от­дельных форм, их стилевой общ­ностью предполагает дальнейшую раз­работку вариаций в решении форм изделий. Эта работа, проходя в совершенно четких и достаточно жестких рамках, с большей оче­видностью демонстрирует необходи­мость умения не только сочинять на заданную тему, но и использо­вать принципы комбинаторики. Та­ким путем получаются многочислен­ные вариации изделий одного наз­начения. Существование достаточного разнообразия однородных изделий, их взаимозаменяемость дают воз­можность выразить индивидуальность человека.

Итак, организация комплекта стро­ится по принципам сопряжения форм и их гармонизации пропорционированием и приведением пластики форм к стилевому единству. Важным сред­ством в эксплуатации комплекта является возможность заменять его отдельные части.

Основу современного костюма со­ставляют изделия массового произ­водства. В тех случаях, когда они разрабатываются на основе устой­чивого типа костюма, на основе базовой его конструкции [28], они легко входят в гардероб человека. Такую роль наилучшим образом вы­полняют изделия, несложные по сво­ей конструкции, фактуре материала, изделия спокойных цветов, лишен­ные броской отделки (свитеры, блу­зы мужского покроя, прямые юбки, строгие брюки, небольшие жилеты). Композиционно они связываются с большей частью существующих типов костюма.

Тип костюма определяется харак­тером деятельности в нем человека в определенной среде. В наш век преобладает костюм простых форм, в основном обеспечивающий ком­форт для трудовой деятельности человека.

Каждый вид деятельности имеет свои особенности. Необходимость привести в соответствие свой внеш­ний вид, свой костюм характеру деятельности явилась определяющим фактором в развитии и утверж­дении в наши дни костюма как системы промышленных изделий, составляющих комплект, где отдель­ные изделия могут заменяться дру­гими, но способными выполнять те же функции. Именно поэтому нахо­дят применение многочисленные ва­риации одного типа изделия.

Так, в комплекты входят из­делия, по одним свойствам (до­пустим, материалу) согласующиеся с остальными изделиями, а по дру­гим (скажем, конструкции или ха­рактеру деталей) начинающие раз­вивать тему некоторой "приподня­тости", нарядности или тему ути­литарной целесообразности дорожно­го костюма. Через эти изделия мо­жет проходить объединение комплек­тов, действительно предназначенных для торжественных случаев или экскурсионно-туристических меропри­ятий, с повседневно-деловыми. Ком­позиционно это окажется возможным при решении форм изделий этих комплектов в одном пластическом ключе, в близких по характеру материалах.

Таким образом, характер жизне­деятельности современного человека определяет существование тех или иных типов костюма. Массовое про­изводство отдельных изделий и ут­верждаемая направлениями моды система связи между ними дают основу для объединения изделий по определенным принципам в комплек­ты. В наши дни утвердились разнооб­разные виды комплектов: домашний, повседневно-деловой, дорожный, комплекты для отдыха по временам года, для торжественных случаев. Существуют комплекты специально­го назначения (по видам деятельнос­ти на производстве и в сфере обслу­живания).