logo
Обзорные лекции по проектированию 2014

Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме

Впервые идея комплекта в качестве альтернативы ансамблю появилась в 1920-х гг. В проекте «прозодежды актера», разработанном русской конструктивистской Л.С. Поповой для спектакля «Великодушный рогоносец» Театра Всеволода Мейерхольда в 1921 г., была заложена возможность сочетания разных элементов одежды. У конструктивистов идея комплекта явилась логичным следствием применения комбинаторных методов формообразования при проектировании одежды.

В 1929 г. Модельер Э. Скьяпарелли в Париже предложила костюм, состоящий из шести предметов, которые можно было комбинировать между собой в течение дня.

В массовой моде комплекты распространились только в 1970-х гг. В 1972 г. Английские модельеры Таллис в своих коллекциях промышленной моды продемонстрировали комплекты, состоящие из юбок, брюк, жилетов, блузок, соответствовавших друг другу по цвету и рисунку. Подобный подход к формированию гардероба получил в 1970-х гг. – время экономического кризиса – массовое признание, когда неизменным спросом пользовались вещи единичного ассортимента, из которых можно было составить «рациональный» гардероб. В настоящее время комплекты почти совершенно вытеснили ансамбли в моде. Одежда современного человека состоит практически из комплектов, позволяющих каждому человеку проявить индивидуальность при создании своего костюма, комбинируя по своему выбору отдельные предметы одежды.

Все части комплекта могут соответствовать друг другу по стилю, однако уже в 1970-х годах появился «диффузный стиль» в одежде, смешавший элементы разных стилей: классический пиджак соединили с юбкой с оборками в фольклорном стиле, а классические брюки – со спортивной курткой и романтической блузкой. В современном комплекте часто соединяются вещи различных, цветов, рисунков, стилей – в начале 1990-х годов подобное смешение получило определение «сочетание несочетаемого».

В системе «комплект» 1990-х годов большое значение приобрели новые приемы ношения одежды: комплекты отличались продуманной небрежностью, свободной посадкой вещей на фигуре, асимметрией за счет смещения изделия в одну сторону либо смещения застежки набок или назад. Все элементы комплектов моделировались из материалов разных фактур. Комплекты, как правило, формировались из следующих вещей: пальто (длинное или до колена), брюки разной ширины, водолазки (свитера), жакеты, топы, платья. В 1998-1999-х годах все элементы комплекта, как правило, решались в одном цвете, либо в сближенной гамме. В коллекциях 2000-2001 годов появилось много контрастных по цвету вариантов соединения различных вещей, а также тенденция к многослойности, напоминающей стиль «луковица» конца 1970-х годов. При этом сохраняется тенденция к поиску новых способов ношения привычных элементов одежды.