Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана
Важным элементом в проектировании костюма является пластика. Пластика в костюме – это постепенность в переходе одного направления формы в другое, плавное движение одних элементов в другие. Пластика – это свойство формы костюма, диктующее его образный строй. Она зависит от множества факторов: пропорций и силуэта фигуры человека, характеристик исходных материалов для изготовления костюма, технологии обработки.
Направление движения формы костюма, ее поверхности определяется изменением силуэтных и конструктивных линий. Каждая пластическая линия несет свою образно-эмоциональную нагрузку, оказывая различные воздействия на психику человека. Эти линии могут носить различный характер: прямые и кривые, горизонтальные и вертикальные, диагональные и волнообразные. Обычно сложная форма костюма описывается линиями различного характера, которые определяют пластические движения в проектируемом изделии. В пластических движениях линий возможны и практически осуществимы не только плавные, но и скачкообразные переходы одних элементов формы в другие, что определяет пластическое своеобразие изделия. Пластика силуэтных линий создает тот или иной пластический образ силуэтной формы костюма.
В самом сложном изделия, представляющем собой совокупность различных пластических движений, обычно одно из них выделяется как главное. Оно может стать признаком классификации силуэтов одежды, в основе которой лежат простейшие прямолинейные и криволинейные формы. Подобных форм существует всего 12:
прямолинейные,
криволинейные выпуклые,
криволинейные вогнутые,
криволинейные комбинированные.
Кроме того, формы костюма можно рассматривать в следующем аспекте:
те, в основании которых лежит прямоугольник,
те, в основании которых лежит трапеция, с большим основанием вверху,
те, в основании которых лежит трапеция, с большим основанием внизу.
Каждая из 12 базовых форм одежды предполагает определенное пластическое движение, поэтому возможны их комбинации. В композиции костюма пластические движения базовых форм не всегда являются главными. Часто вопросы пластической выразительности силуэта одежды оказываются более сложными, например, форма рукавов или воротника может стать решающей в пластическом образе костюма.
Пластические движения конструктивных и декоративных линий: швов, рельефов, складок, отделки – расчленяют форму, внося в нее определенный ритм. Ритмические движения дополняют и развивают пластические. Ритмические движения пластических форм всегда должны рассматриваться с общим композиционным решением костюма, с пластической организацией силуэта. Чаще всего ритмические движения форм в костюме занимают подчиненное положение по отношению к его пластическому образу. Одинаковая читаемость и заметность пластических и ритмических элементов делает композицию костюма неясной, неопределенной.
Пластическая организация одежды всегда определяется фигурой человека. С помощью пластики костюма можно подчеркнуть ее красоту и скрыть недостатки. Пластическая композиция одежды во многом зависит от пластических свойств материалов, из которых она изготовлена.
Проектируя новую форму, дизайнер должен помнить о соподчиненности пластики силуэта костюма и пластики всех его деталей и элементов, а также декоративных линий. Единство характера вещи достигается тогда, когда в композиции есть связь между целым и частями, и наоборот, когда силуэт решен в одном пластическом ключе, а детали в другом, говорят о разнохарактерности деталей относительно целого.
Таким образом, можно сделать вывод: костюм как объемно-пространственная структура определяется природной данностью – фигурой человека. Функциональность костюма определяет характер форм. Характер форм костюма, из которых создается его гармоническая целостность, зависит от пластического образа, который определяется пластикой материала. Так возникает цепочка: функция костюма, материал, пластика материала, пластика формы, пластический рисунок, обусловленный функциональностью костюма.
- Вопрос 63. Пропорции в костюме 1
- Масштаб. Масштабность в костюме
- Проявление метра и ритма в костюме
- Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура
- Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана
- Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера
- Трансформация природных форм
- Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
- Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера
- Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера
- Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера
- Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера
- Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера
- Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма
- Принципы организации предметов костюма в комплекты
- Сопряжение форм и конструкций в комплектах
- Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме
- Вопрос 42. Понятие «коллекция». Виды коллекций
- Вопрос 56 Способы графической подачи коллекции. Фор-эскизы, технические рисунки, творческие эскизы и рекламный плакат коллекции