Тема 4. Искусство Нидерландов и Германии XV-XVI веков.
История формирования коллекции и экспозиции произведений Нидерландской живописи XV– XVI веков. История открытий и реставрации памятников (проблема перевода с досок на холст реставраторами XIX века, современные методы реставрации). Особенности северного Ренессанса – ars nova: «возрождение без античности». Основные центры художественной жизни. Роль Бургундии. Проблема «интернационального» стиля. Сложение новой системы живописи: особенности построения пространства, формы, появление новой техники – масляной живописи, ее особенности и возможности. Реальность и «скрытый символизм». Диптих «Троица», «Мадонна с младенцем у камина» Р. Кампена (мастера из Флемаля). Проблема атрибуций и история установления имени автора. Иконографические и художественные особенности. Р. ван дер Вейден «Св. Лука, рисующий Мадонну». Проблема копий и авторских произведений в XV веке. История произведения, его сохранность и реставрация. П. ван Конинкслоо (Мастер легенды о св. Марии Магдалине) и проблема атрибуции. Герард Давид «Мария, обнимающая мертвого Христа»: картина и рама. Я. Госсарт «Снятие с креста» и итальянизирующее направление в нидерландской живописи. Триптих Л. Лейденского «Исцеление иерихонского слепца». История приобретения и реставрации, особенность трактовки сюжета. Маринус ван Роймерсвале «Сборщики податей»: к проблеме интерпретации. Школа П. Брейгеля-ст. Нидерландский портрет XV-XVI веков.
Немецкая живопись. Лукас Кранах-ст. «Венера и Амур», «Мадонна с младенцем под яблоней», «Женский портрет». Особенности иконографии и художественного языка. Мастерская Кранаха, Лукас Кранах-мл. Амброзиус Гольбейн «Портрет молодого человека». Г. Вертингер, К. Амбергер и особенности немецкого портрета эпохи Ренессанса.
- Минобрнауки россии
- Аннотация рабочей программы
- Пояснительная записка
- Место практики в структуре основной образовательной программы.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
- Формы проведения практики.
- Место и время проведения практики.
- Структура и содержание практики.
- Содержание разделов.
- Раздел 1. Установочные лекции.
- Тема 1. Навыки описания и анализа архитектурных памятников, рисования архитектурных планов, заполнения синхронистических таблиц.
- Тема 2. Основные этапы и периоды в развитии русской архитектуры.
- Раздел 2. Архитектура и монументальная скульптура Санкт-Петербурга.
- Тема 1. Комплекс Петропавловской крепости.
- Тема 2. Васильевский остров.
- Тема 3. Архитектура трех площадей.
- Тема 4. Архитектура Дворцовой набережной.
- Тема 5. Архитектура Невского проспекта.
- Тема 6. Архитектура Александро-Невской лавры.
- Тема 7. Архитектура классицизма. С.И.Чевакинский.
- Тема 8. Ансамбль Смольного монастыря.
- Тема 9. Летний дворец и окрестности.
- Тема 10. Чесменский дворец и Чесменская церковь.
- Раздел 3. Архитектура пригородов Санкт-Петербурга
- Тема 1. Петергоф.
- Тема 2. Ораниенбаум.
- Тема 3. Царское село.
- Тема 4. Павловск.
- Тема 5. Гатчина.
- Раздел 4. Собрание западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа.
- Тема 1. История формирования коллекции Государственного Эрмитажа.
- Тема 2. Искусство Возрождения: живопись Италии.
- Тема 3. Искусство Италии XVII–XVIII веков.
- Тема 4. Искусство Нидерландов и Германии XV-XVI веков.
- Тема 4. Искусство Голландии XVII века.
- Тема 5. Творчество Рембрандта.
- Тема 6. Искусство Фландрии XVII века.
- Тема 7. Французская живопись XVI-XVII веков.
- Тема 8. Французская живопись XVIII века.
- Тема 9. Французская живопись XIX-XX веков.
- Тема 11. Искусство Испании XVI-XIX веков.
- Тема 12. Английская живопись XVIII века.
- Раздел 5. Гравюра и рисунок в собрании Государственного Эрмитажа.
- Раздел 6. Русское искусство XVIII-н.XX веков в собрании Государственного Русского музея.
- Тема 1. Искусство XVIII века.
- Тема 2. Живопись первой половины XIX века.
- Тема 3. Искусство второй половины XIX века.
- Тема 4. Искусство рубежа XIX века – XX века.
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов