logo search
Программа-практ

Тема 4. Искусство Нидерландов и Германии XV-XVI веков.

История формирования коллекции и экспозиции произведений Нидерландской живописи XV– XVI веков. История открытий и реставрации памятников (проблема перевода с досок на холст реставраторами XIX века, современные методы реставрации). Особенности северного Ренессанса – ars nova: «возрождение без античности». Основные центры художественной жизни. Роль Бургундии. Проблема «интернационального» стиля. Сложение новой системы живописи: особенности построения пространства, формы, появление новой техники – масляной живописи, ее особенности и возможности. Реальность и «скрытый символизм». Диптих «Троица», «Мадонна с младенцем у камина» Р. Кампена (мастера из Флемаля). Проблема атрибуций и история установления имени автора. Иконографические и художественные особенности. Р. ван дер Вейден «Св. Лука, рисующий Мадонну». Проблема копий и авторских произведений в XV веке. История произведения, его сохранность и реставрация. П. ван Конинкслоо (Мастер легенды о св. Марии Магдалине) и проблема атрибуции. Герард Давид «Мария, обнимающая мертвого Христа»: картина и рама. Я. Госсарт «Снятие с креста» и итальянизирующее направление в нидерландской живописи. Триптих Л. Лейденского «Исцеление иерихонского слепца». История приобретения и реставрации, особенность трактовки сюжета. Маринус ван Роймерсвале «Сборщики податей»: к проблеме интерпретации. Школа П. Брейгеля-ст. Нидерландский портрет XV-XVI веков.

Немецкая живопись. Лукас Кранах-ст. «Венера и Амур», «Мадонна с младенцем под яблоней», «Женский портрет». Особенности иконографии и художественного языка. Мастерская Кранаха, Лукас Кранах-мл. Амброзиус Гольбейн «Портрет молодого человека». Г. Вертингер, К. Амбергер и особенности немецкого портрета эпохи Ренессанса.