logo
Программа-практ

Тема 3. Царское село.

История создания, основные владельцы и заказчики комплекса. Екатерининский дворец как пример зрелого барокко (Ф.Б.Растрелли и этапы строительства до него). Расположение (саарская возвышенность), планировка (сильно вытянутую протяженное здание, корпуса циркумференций), наличие двух фасадов (парадного и паркового). Традиционный для Ф.Б.Растрелли приемы структурирования и декорирования фасадов. Элементы барочной декорации в оформлении экстерьера. Анфилада интерьера (первоначальное и современное решения). Парадные залы большой анфилады как типичный для барокко пример декорации (элементы – обилие лепнины, позолоты, цвета, зеркал и т.д.). Интерьеры эпохи классицизма (Ч.Камерон).

Старый екатерининский парк – тип голландского сада и его черты. Развитие парка при Елизавете Петровне как регулярного французского. Постройки эпохи барокко – Эрмитаж (его функция, ключевое местоположение в парке на оси с главным залом большого дворца, оформление экстерьера (реконструкция и результат современной реставрации) и внутреннее убранство), Павильон Грот (особенности внешней декорации, связанной с темой моря, интерьер А.Ринальди как результат изменений при Екатерине II).

Развитие дворцового комплекса при Екатерина II и изменение стилевых вкусов. Поворот к классицизму. Ансамбль Холодных бань, Агатовых комнат и «Камероновой галереи» как пример зрелого классицизма и влияний идей палладианства – творчество Ч.Камерона и его связь с английским неоклассицизмом 18 века. История возведения, характерные особенности стиля мастера – особенности ордера.

Пейзажный парк (особенности его планировки и оформления) и постройки эпохи классицизма в Царском селе. Сочетание многообразных вкусов и предпочтений: неоготика семьи Нееловых (Эрмитажная кухня, Адмиралтейство), неоготические садово-парковые строения Ю.Фельтена (Готические ворота, Башня-руина), вариации турецкую тему («Красный или турецкий каскад», более поздняя «Турецкая баня»), «китайщина» («Скрипучая беседка»), палладианские и в духе античности сооружения (Концертный зал, Кухня-руина), памятники триумфального характера (Чесменская и Морейская колонны, Кагульский обелиск, Орловские ворота). Западноевропейские прототипы.

Александровский дворец (Дж.Кваренги) – памятник зрелого классицизма. Александровский парк. Китайская деревня. Большой китайский мост. Драконов мост. Китайский театр. Большой и малый каприз.

Аналитические задания: изучение элементов ордерной декорации в произведениях Ч.Камерона – его соответствия и отклонения от классической системы античных правил.