Тема 4. Искусство Голландии XVII века.
История формирования коллекции и экспозиция произведений голландской школы живописи в Эрмитаже.
Исторический контекст, новые особые условия развития культуры и искусств в новых социальных, рыночных обстоятельствах (место и роль картины в бюргерском доме). Структура жанров. Проблема школы (влияние нидерландских и итальянских традиций предшествующей эпохи) и мастерских (их специализация), роль мастера в формировании художественного контекста того или иного города (многообразие художественных традиций в голландских городах). Утрехтский караваджизм – влияние итальянского мастера на представителей северного искусства, жанровая специфика и живописные решения: искусство Х. Тербрюггена, Д. ван Бабюрена, Г. Хонтхорста. Искусство портрета: живопись Ф. Халса. Пейзажная живопись: типология жанра и разнообразие композиций, творчество отдельных великих пейзажистов (картины Я. ван Гойена, С. и Я. Рейсдалей и др.). Натюрморт: скрытый символизм, разнообразие тем. Произведения П. Класа, В. Хеды, В. Кальфа и др. Жанровая живопись и ее особенности: П. де Хох, Г. Терборх, Г. Метсю, А.ван Остаде.
Аналитическое задание: в рамках одного жанра (например: пейзажа, портрета, натюрморта) выстроить ряд картин различных авторов и проанализировать особенности искусства мастеров в решениях сюжета, композиции, живописной трактовки.
- Минобрнауки россии
- Аннотация рабочей программы
- Пояснительная записка
- Место практики в структуре основной образовательной программы.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
- Формы проведения практики.
- Место и время проведения практики.
- Структура и содержание практики.
- Содержание разделов.
- Раздел 1. Установочные лекции.
- Тема 1. Навыки описания и анализа архитектурных памятников, рисования архитектурных планов, заполнения синхронистических таблиц.
- Тема 2. Основные этапы и периоды в развитии русской архитектуры.
- Раздел 2. Архитектура и монументальная скульптура Санкт-Петербурга.
- Тема 1. Комплекс Петропавловской крепости.
- Тема 2. Васильевский остров.
- Тема 3. Архитектура трех площадей.
- Тема 4. Архитектура Дворцовой набережной.
- Тема 5. Архитектура Невского проспекта.
- Тема 6. Архитектура Александро-Невской лавры.
- Тема 7. Архитектура классицизма. С.И.Чевакинский.
- Тема 8. Ансамбль Смольного монастыря.
- Тема 9. Летний дворец и окрестности.
- Тема 10. Чесменский дворец и Чесменская церковь.
- Раздел 3. Архитектура пригородов Санкт-Петербурга
- Тема 1. Петергоф.
- Тема 2. Ораниенбаум.
- Тема 3. Царское село.
- Тема 4. Павловск.
- Тема 5. Гатчина.
- Раздел 4. Собрание западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа.
- Тема 1. История формирования коллекции Государственного Эрмитажа.
- Тема 2. Искусство Возрождения: живопись Италии.
- Тема 3. Искусство Италии XVII–XVIII веков.
- Тема 4. Искусство Нидерландов и Германии XV-XVI веков.
- Тема 4. Искусство Голландии XVII века.
- Тема 5. Творчество Рембрандта.
- Тема 6. Искусство Фландрии XVII века.
- Тема 7. Французская живопись XVI-XVII веков.
- Тема 8. Французская живопись XVIII века.
- Тема 9. Французская живопись XIX-XX веков.
- Тема 11. Искусство Испании XVI-XIX веков.
- Тема 12. Английская живопись XVIII века.
- Раздел 5. Гравюра и рисунок в собрании Государственного Эрмитажа.
- Раздел 6. Русское искусство XVIII-н.XX веков в собрании Государственного Русского музея.
- Тема 1. Искусство XVIII века.
- Тема 2. Живопись первой половины XIX века.
- Тема 3. Искусство второй половины XIX века.
- Тема 4. Искусство рубежа XIX века – XX века.
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов