Пояснительная записка
Цели и задачи практики.
Цель: на основании непосредственного знакомства с произведениями искусства развить у студентов навыки исследовательского анализа памятников пространственных искусств и сформировать представление об особенностях развития архитектуры Санкт-Петербурга и его окрестностей в XVIII-XIXвв., западноевропейской скульптуры, живописи и графики от Возрождения до XX века на материале коллекции Государственного Эрмитажа и русской живописи XVIII-XIXвв. с целью применения в дальнейшем на практике, в музейной, учебно-просветительской, научной работе.
Задачи:
- проследить основные этапы развития русского зодчества XVIII –XIX веков, дать общее представление о его связях с историческим контекстом – с развитием социума, культуры, со становлением вкусов заказчиков, в совокупности влияющими на становление типологии архитектурных построек (церковь, дворец, дворцово-парковый ансамбль, доходный дом и т.д.) и на их стилевые, технологические, конструктивные особенности;
- выявить взаимосвязь русской и западноевропейской архитектуры XVIII-XIX веков, в частности, с французской, итальянской, английской школами на примере творчества отдельных мастеров – как европейских, работавших в России, так и русских; объяснить не локальный, а глубоко интегрированный в европейскую традицию характер развития русской архитектуры, показать единство проходящих в искусстве процессов;
- разобрать систему градостроительных решений на месте, понять принципы формирования парковых ансамблей (например, парка регулярного или пейзажного);
- привить навыки формального и пластического анализа памятников архитектуры и живописи
- оценить роль скульптуры как градостроительного объекта (монумент на площади) и в архитектурном облике зданий, роль рельефа в организации ордерного и безордерного членения плоскостей фасада;
- рассмотреть и проанализировать историю стилей в оформлении интерьеров
- рассмотреть и проанализировать произведения круглой скульптуры в движении при обходе, иметь возможность пережить ее как объем в реальном пространстве на примере произведений из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея и др. собраний;
- рассмотреть историю формирования коллекций западноевропейского и русского искусства в Санкт-Петербурге и становления исторических экспозиций на примере залов Государственного Эрмитажа, Русского музея, дворцов пригородов Санкт-Петербурга;
- сформировать у студентов представление об основных этапах развития западноевропейской живописи от Возрождения до XX века, об особенностях региональных школ и творчестве крупнейших мастеров на примере собрания Государственного Эрмитажа, и об основных периодах и мастерах русской живописной школы XVIII-XIX веков.
- на основании непосредственного знакомства с произведениями живописи изучить особенности творческого метода художников, роль размера, формата, характер композиционного построения, свойства рисунка, колорита, значение фактуры.
- на материале собрания гравюры и рисунка Государственного Эрмитажа рассмотреть основные материалы и техники гравюры и рисунка, основные этапы развития печатной графики в Европе и России, основные школы западноевропейского рисунка, взаимосвязь рисунка и живописи в творчестве крупнейших живописцев.
- изучить произведения декоративно-прикладного искусства, в особенности китайского и японского фарфора на примере коллекций Ораниенбаума, Гатчины, Царского Села.
- Минобрнауки россии
- Аннотация рабочей программы
- Пояснительная записка
- Место практики в структуре основной образовательной программы.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
- Формы проведения практики.
- Место и время проведения практики.
- Структура и содержание практики.
- Содержание разделов.
- Раздел 1. Установочные лекции.
- Тема 1. Навыки описания и анализа архитектурных памятников, рисования архитектурных планов, заполнения синхронистических таблиц.
- Тема 2. Основные этапы и периоды в развитии русской архитектуры.
- Раздел 2. Архитектура и монументальная скульптура Санкт-Петербурга.
- Тема 1. Комплекс Петропавловской крепости.
- Тема 2. Васильевский остров.
- Тема 3. Архитектура трех площадей.
- Тема 4. Архитектура Дворцовой набережной.
- Тема 5. Архитектура Невского проспекта.
- Тема 6. Архитектура Александро-Невской лавры.
- Тема 7. Архитектура классицизма. С.И.Чевакинский.
- Тема 8. Ансамбль Смольного монастыря.
- Тема 9. Летний дворец и окрестности.
- Тема 10. Чесменский дворец и Чесменская церковь.
- Раздел 3. Архитектура пригородов Санкт-Петербурга
- Тема 1. Петергоф.
- Тема 2. Ораниенбаум.
- Тема 3. Царское село.
- Тема 4. Павловск.
- Тема 5. Гатчина.
- Раздел 4. Собрание западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа.
- Тема 1. История формирования коллекции Государственного Эрмитажа.
- Тема 2. Искусство Возрождения: живопись Италии.
- Тема 3. Искусство Италии XVII–XVIII веков.
- Тема 4. Искусство Нидерландов и Германии XV-XVI веков.
- Тема 4. Искусство Голландии XVII века.
- Тема 5. Творчество Рембрандта.
- Тема 6. Искусство Фландрии XVII века.
- Тема 7. Французская живопись XVI-XVII веков.
- Тема 8. Французская живопись XVIII века.
- Тема 9. Французская живопись XIX-XX веков.
- Тема 11. Искусство Испании XVI-XIX веков.
- Тема 12. Английская живопись XVIII века.
- Раздел 5. Гравюра и рисунок в собрании Государственного Эрмитажа.
- Раздел 6. Русское искусство XVIII-н.XX веков в собрании Государственного Русского музея.
- Тема 1. Искусство XVIII века.
- Тема 2. Живопись первой половины XIX века.
- Тема 3. Искусство второй половины XIX века.
- Тема 4. Искусство рубежа XIX века – XX века.
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов