logo
Программа-практ

Тема 4. Павловск.

История основания Павловска и основные этапы строительства. Работы Ч. Камерона по строительству дворца и созданию пейзажного парка. Особенности ландшафта и расположение главного дворца. Тип планировочного решения и палладианская традиция. Объемно-пространственная композиция и разное оформление фасадов главного корпуса, их особенности. Особенности применения ордера. Влияние английской архитектуры. Работы В. Бренны по перестройке дворца. Галерея В. Гонзаго: ее роль в архитектурном облике дворца и в интерьерах. «Собственный садик» Марии Федоровны: камерность, связь с интерьерами, регулярная планировка. Балконы Дж. Кваренги, «Фонарик» А. Воронихина, скульптурное оформление Демут-Малиновского. Павильон Трех граций Ч. Камерона и скульптура А. Трискорни. Особенности декорации интерьеров. Египетский вестибюль Ч. Камерона и И. Прокофьева (скульптура), Парадная лестница В. Бренны, Итальянский зал Ч. Камерона и В. Бренны, Греческий зал В. Бренны и А. Воронихина, залы Войны и Мира В. Бренны и А. Воронихина, Библиотека К. Росси. Особенности пространственных композиций, использования ордера. Мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные по проектам архитекторов. Тронный зал и роспись В. Гонзаго. Жилые комнаты Марии Федоровны. Работы Дж.Кваренги, А. Воронихина. Коллекция мебели, бронзы, фарфора, стекла XVIII-XIX веков. Собрание западноевропейской живописи Павловского дворца.

Павловский парк. Особенности ландшафта. История создания и основные мастера (Ч. Камерон, В. Бренна, В. Гонзаго, А. Воронихин). Цельность ансамбля. Роль реки Славянки. Основные композиционные части: дворцовый район, долина реки Славянки, Старая и Новая Сильвия, Парадное поле, районы Красной долины, Белой Березы и Большой Звезды. Основные характеристики пейзажного парка и способы его планировки. Основные парковые павильоны. Колоннада Аполлона, Храм Дружбы, Вольер и Памятник любезным родителям Ч. Камерона. Палладианские и античные реминисценции, роль колоннады, влияние английской архитектуры. Молочня, руины и пасторальные мотивы парка. Работы в парке В. Бренны: Большие круги, каменная лестница, террасы, балюстрады, природный Амфитеатр и черты итальянского садово-паркового строительства. Крепость Бип и Пиль-башня. Мавзолей «Супругу-благодетелю» Ж. Тома де Томона. Мемориальная скульптура И. Мартоса в павловском парке и особенности неоклассического надгробия. Розовый павильон А. Воронихина: объемно-пространственная композиция, «эоловы арфы». Колонна «Конец света».

Аналитическое задание для групп: на примере экспозиции в Павловском дворце «История интерьера в России XVIII-XIX веков» выявить эволюцию и типологию основных форм интерьерной декорации (мебель, бронза, фарфор, стекло).