Тема 2. Основные этапы и периоды в развитии русской архитектуры.
История закладки Санкт-Петербурга: причины, обстоятельства, место основания нового города на новом месте без предыдущей инфрастуктуры, его первоначальные функции и связанные с этим задачи строительства. Последующие трансформации: от города-крепости (роль Петропавловской крепости), города-порта (роль и место Адмиралтейства), города-центра торговли (склады, рынки, таможня на Васильевском острове) к концепции города-столицы нового государства – Российской империи – как место пребывания сильной светской власти. Этапы возведения, изменение градостроительных идей в процессе – планы Д.Трезини, Ж.-Б.Леблона, роль Петра I, основные направления роста городской застройки при Петре I. Типология архитектурных строений. Образ нового города и образцы, ориентир на западноевропейские столицы. Вопрос стилевой характеристики петровского искусства, влияние западноевропейских образцов и их взаимосвязь с русскими традициями. Роль воды – реки Невы как главной магистрали города, каналов, и шпилей как главных вертикалей городского пейзажа – шпиль Петропавловского собора, шпиль Адмиралтейства.
Петровская архитектура и творчество Д. Трезини, А. Шлютера, Ж-Б. Леблона. Аннинское и елизаветинское барокко и творчество Ф.Б. Растрелли, С. Чевакинского. Проблема рокайльного стиля в русской архитектуре и творчество А. Ринальди. Классицизм и его этапы. Ранний классицизм и творчество А. Ринальди, А. Кокоринова, Ж.-Б.Валлен-Деламота, Ю. Фельтена. Влияния французской архитектуры. Строгий классицизм и творчество И. Старова, Н. Львова, Ч. Камерона, В. Бренна, Дж. Кваренги. Проблема палладианства в русской архитектуре. Поздний классицизм и творчество А. Воронихина, А. Захарова, Ж. Тома де Томона, К. Росси, В. Стасова, О. Монферрана. Градостроительство, особенности объемно-пространственных композиций, ордерной декорации. Основные виды садово-парковых ансамблей и их особенности.
- Минобрнауки россии
- Аннотация рабочей программы
- Пояснительная записка
- Место практики в структуре основной образовательной программы.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
- Формы проведения практики.
- Место и время проведения практики.
- Структура и содержание практики.
- Содержание разделов.
- Раздел 1. Установочные лекции.
- Тема 1. Навыки описания и анализа архитектурных памятников, рисования архитектурных планов, заполнения синхронистических таблиц.
- Тема 2. Основные этапы и периоды в развитии русской архитектуры.
- Раздел 2. Архитектура и монументальная скульптура Санкт-Петербурга.
- Тема 1. Комплекс Петропавловской крепости.
- Тема 2. Васильевский остров.
- Тема 3. Архитектура трех площадей.
- Тема 4. Архитектура Дворцовой набережной.
- Тема 5. Архитектура Невского проспекта.
- Тема 6. Архитектура Александро-Невской лавры.
- Тема 7. Архитектура классицизма. С.И.Чевакинский.
- Тема 8. Ансамбль Смольного монастыря.
- Тема 9. Летний дворец и окрестности.
- Тема 10. Чесменский дворец и Чесменская церковь.
- Раздел 3. Архитектура пригородов Санкт-Петербурга
- Тема 1. Петергоф.
- Тема 2. Ораниенбаум.
- Тема 3. Царское село.
- Тема 4. Павловск.
- Тема 5. Гатчина.
- Раздел 4. Собрание западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа.
- Тема 1. История формирования коллекции Государственного Эрмитажа.
- Тема 2. Искусство Возрождения: живопись Италии.
- Тема 3. Искусство Италии XVII–XVIII веков.
- Тема 4. Искусство Нидерландов и Германии XV-XVI веков.
- Тема 4. Искусство Голландии XVII века.
- Тема 5. Творчество Рембрандта.
- Тема 6. Искусство Фландрии XVII века.
- Тема 7. Французская живопись XVI-XVII веков.
- Тема 8. Французская живопись XVIII века.
- Тема 9. Французская живопись XIX-XX веков.
- Тема 11. Искусство Испании XVI-XIX веков.
- Тема 12. Английская живопись XVIII века.
- Раздел 5. Гравюра и рисунок в собрании Государственного Эрмитажа.
- Раздел 6. Русское искусство XVIII-н.XX веков в собрании Государственного Русского музея.
- Тема 1. Искусство XVIII века.
- Тема 2. Живопись первой половины XIX века.
- Тема 3. Искусство второй половины XIX века.
- Тема 4. Искусство рубежа XIX века – XX века.
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов