Тема 6. Архитектура Александро-Невской лавры.
История основания комплекса. План Д.Трезини: проблема связи с главной магистралью города – р.Невой, нетипичное для православного канона решение – вход через алтарную часть, новый образ монастыря – сильный светский компонент, открытые городу собор и прилегающие земли, решенные как парк, отсутствие скрывающих глухих стен, ворота, как в усадьбах, четкая симметрия ансамбля, идея шпиля над собором. Последующая трансформация композиции комплекса. Троицкий собор (И.Старов) – памятник раннего классицизма, влияния французского классицизма. Расположение собора в стенах Лавры. Простота и ясность плана, роль и конструкция купола, особенности решения сводов и перекрытий. Западный фасад и его композиция (геометрическая выверенность подобных членений и элементов). Метод работы Старова над собором (роль модели). Значение скульптуры Ф.Шубина и его мастерской в экстерьере и интерьере здания. Контраст сдержанности и строгости экстерьера и роскоши интерьера (обилие пластически, цвет). Надвратная церковь и оформление площади перед входом в Лавру. Архитектура петровского времени (Благовещенская церковь – уникальность сохранившейся постройки, ее декора; здания корпусов и их планировка).
Музей городской скульптуры, некрополи Александро-Невской лавры. Типология и традиция скульптурного надгробия. Характерные черты пластического искусства выдающихся мастеров 19 века.
Аналитическое задание: выявить типологию композиции в целом и основные программные элементы оформления надгробных памятников эпохи классицизма на примере произведений из собрания Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга.
- Минобрнауки россии
- Аннотация рабочей программы
- Пояснительная записка
- Место практики в структуре основной образовательной программы.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
- Формы проведения практики.
- Место и время проведения практики.
- Структура и содержание практики.
- Содержание разделов.
- Раздел 1. Установочные лекции.
- Тема 1. Навыки описания и анализа архитектурных памятников, рисования архитектурных планов, заполнения синхронистических таблиц.
- Тема 2. Основные этапы и периоды в развитии русской архитектуры.
- Раздел 2. Архитектура и монументальная скульптура Санкт-Петербурга.
- Тема 1. Комплекс Петропавловской крепости.
- Тема 2. Васильевский остров.
- Тема 3. Архитектура трех площадей.
- Тема 4. Архитектура Дворцовой набережной.
- Тема 5. Архитектура Невского проспекта.
- Тема 6. Архитектура Александро-Невской лавры.
- Тема 7. Архитектура классицизма. С.И.Чевакинский.
- Тема 8. Ансамбль Смольного монастыря.
- Тема 9. Летний дворец и окрестности.
- Тема 10. Чесменский дворец и Чесменская церковь.
- Раздел 3. Архитектура пригородов Санкт-Петербурга
- Тема 1. Петергоф.
- Тема 2. Ораниенбаум.
- Тема 3. Царское село.
- Тема 4. Павловск.
- Тема 5. Гатчина.
- Раздел 4. Собрание западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа.
- Тема 1. История формирования коллекции Государственного Эрмитажа.
- Тема 2. Искусство Возрождения: живопись Италии.
- Тема 3. Искусство Италии XVII–XVIII веков.
- Тема 4. Искусство Нидерландов и Германии XV-XVI веков.
- Тема 4. Искусство Голландии XVII века.
- Тема 5. Творчество Рембрандта.
- Тема 6. Искусство Фландрии XVII века.
- Тема 7. Французская живопись XVI-XVII веков.
- Тема 8. Французская живопись XVIII века.
- Тема 9. Французская живопись XIX-XX веков.
- Тема 11. Искусство Испании XVI-XIX веков.
- Тема 12. Английская живопись XVIII века.
- Раздел 5. Гравюра и рисунок в собрании Государственного Эрмитажа.
- Раздел 6. Русское искусство XVIII-н.XX веков в собрании Государственного Русского музея.
- Тема 1. Искусство XVIII века.
- Тема 2. Живопись первой половины XIX века.
- Тема 3. Искусство второй половины XIX века.
- Тема 4. Искусство рубежа XIX века – XX века.
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов