logo
Программа-практ

Тема 6. Архитектура Александро-Невской лавры.

История основания комплекса. План Д.Трезини: проблема связи с главной магистралью города – р.Невой, нетипичное для православного канона решение – вход через алтарную часть, новый образ монастыря – сильный светский компонент, открытые городу собор и прилегающие земли, решенные как парк, отсутствие скрывающих глухих стен, ворота, как в усадьбах, четкая симметрия ансамбля, идея шпиля над собором. Последующая трансформация композиции комплекса. Троицкий собор (И.Старов) – памятник раннего классицизма, влияния французского классицизма. Расположение собора в стенах Лавры. Простота и ясность плана, роль и конструкция купола, особенности решения сводов и перекрытий. Западный фасад и его композиция (геометрическая выверенность подобных членений и элементов). Метод работы Старова над собором (роль модели). Значение скульптуры Ф.Шубина и его мастерской в экстерьере и интерьере здания. Контраст сдержанности и строгости экстерьера и роскоши интерьера (обилие пластически, цвет). Надвратная церковь и оформление площади перед входом в Лавру. Архитектура петровского времени (Благовещенская церковь – уникальность сохранившейся постройки, ее декора; здания корпусов и их планировка).

Музей городской скульптуры, некрополи Александро-Невской лавры. Типология и традиция скульптурного надгробия. Характерные черты пластического искусства выдающихся мастеров 19 века.

Аналитическое задание: выявить типологию композиции в целом и основные программные элементы оформления надгробных памятников эпохи классицизма на примере произведений из собрания Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга.