14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
Одна из ведущих тенденций развития современной цивилизации связана с усилением роли досуга в духовной жизни общества и сохранении здоровья его членов.
В последние десятилетия XX века наблюдается рост значения досуга как общественной ценности.
Резервы воспитательного воздействия досуга велики. Досуг ныне превратился в столь же важную сферу формирования личности, какими традиционно выступали прежде учеба и труд. Каждый человек мечтает о большем, чем он достиг и это нормально. Человек должен чувствовать себя свободно, легко. Каждый человек желает, чтобы его признали, каждому человеку нужно где-нибудь найти себя. Досуг расширяет диапазон самоутверждения, в досуге человек реализует свои потребности. Каждый человек должен постоянно обогащаться, развиваться. Досуг приобретает все большую субъективную ценность для людей, ибо обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов. За последние годы активность людей в сфере досуга приобрела новое качество. Наблюдается небывалое прежде расширение видов, форм, всего диапазона самодеятельной досуговой деятельности. Учреждениями культуры пока освоена лишь незначительная часть свободного времени людей.
Обусловленная научно-техническим прогрессом интенсификация производства вызывает значительное увеличение физических, психологических и интеллектуальных нагрузок трудящихся, а это, в свою очередь, предопределяет необходимость по-новому подойти к проблеме рекреации. Вопреки многовековой традиции снятие усталости и перегрузок ныне не может осуществляться лишь спонтанным, естественным путем. Эффективность обеспечения рекреации становится искусством, не овладев которым, человек расплачивается тяжелыми заболеваниями и преждевременной смертью. Сегодня человека нужно готовить не только к труду и познанию, но и умению профессионально строить свой досуг, к умению расслабиться, освободиться от стресса, искусственно снять с себя усталость. Сегодня у каждого индивида необходимо сформировать соответствующие досуговые интересы и способы их удовлетворения. Сегодня рационально организованный досуг призван не только восстановить силы человека, но и придать ему новый импульс творческого развития. И помочь этому в первую очередь призваны культурно-досуговые учреждения.
Жизнь вносит существенные коррективы в названия культурно-досуговых учреждений. Создание социально-культурных, культурно-спортивных, культурно-педагогических комплексов, домов творчества юных, молодежных и иных культурных центров явилось естественной реакцией на потребность человека в отдыхе, который интегрирует удовлетворение самых разнообразных физических и духовных потребностей.
Как бы ни назывался центр общественного досуга, он призван:
- стать базой непрерывного просвещения, самодеятельного творчества, рекреации и нерегламентированного общения, основывающейся на социально-культурной активности людей в сфере свободного времени;
- обеспечить единство государственных и общественных начал стимулирования всестороннего развития личности, способствовать удовлетворению и дальнейшему обогащению духовных интересов людей, развитию их творческих потенций, инициативы и самодеятельности;
- создать условия для рекреации, нерегламентированного общения и удовлетворения потребности разных групп населения в общественно значимой, коллективной, свободной деятельности, результатом которой становятся духовные и материальные ценности, а главное – новые качества личности.
Воспитательное воздействие искусства проявляется в том, что оно возвышает человека, выводит его за пределы будничного, заставляет оперировать категориями вечного.
Искусство породило и стало основой деятельности многочисленных институтов социально-культурной сферы, каждое из которых обрело определенный профиль, приняло на себя конкретные функции. Это, в первую очередь:
- социальные институты по производству произведений искусства (киностудии, дома художественного творчества, дома прикладных искусств и т.д.);
- культуроохранительные институты (дворцово-парковые, ландшафтные, историко-художественные заповедники, реставрационные мастерские и т.д.);
- культурно-просветительные учреждения, специализирующиеся на пропаганде искусства (художественные музеи, кинотеатры, видеотеки, музыкальные салоны и т.д.);
- образовательно-воспитательные учреждения художественного профиля (школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, вузы искусств и т.д.).
Особое место занимают театрально-зрелищные учреждения (театры, филармонии, цирки и др.), которые интегрируют в себе и создание ценностей культуры, и опирающуюся на них повседневную культурно-просветительную деятельность.
Как образно заметил Луи Жуве театр – это самое совершенное, удивительное и оригинальное изобретение человека.
Театральный спектакль, цирковое представление, филармонический или эстрадный концерт каждый раз воспроизводятся заново, и зритель воспринимает не только результат сценического действия, но и сам творческий акт. Он становится свидетелем, и в значительной мере соучастником создания духовных ценностей.
По своей природе сценическое искусство предполагает активную позицию зрителей, ибо ни в каком ином искусстве нет такой зависимости творческого процесса от его восприятия, как в театре, филармонии или цирке.
Идейная и эмоциональная емкость, широкая наглядность, способность непосредственно воздействовать на большие массы людей делают театр одним из наиболее действенных форм духовного воспитания народа.
Театр может обогатить духовный мир человека, воздействовать на его ум, волю и чувства, пробудить в нем творческую активность и идейную устремленность. Искусство театра развивается благодаря потребности в нем людей, но оно само постоянно формирует эту потребность, воспитывает художественный вкус. (с. 108)
Посещение филармонии – лучшее средство почувствовать себя человеком.
Музыка не может отражать и изображать отдельные предметы и явления, но она способна более ярко передавать переживания человека, внутренний мир его чувств, эмоционально-психологические состояния, их динамику, переливы.
Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, музыка заставляет каждого подниматься до вершин эмоциональных переживаний, придает людям нравственные силы, воспитывает в них веру в жизнь, правду, красоту, стимулирует воображение, обогащает чувства и интеллект.
Музыкальное просвещение, охватывающее самые широкие слои населения, в этом плане представляется принципиально важным и необходимым. Однако информационно-просветительное воздействие – это лишь первый этап формирования музыкальной культуры, за которым должно последовать вовлечение людей в различные формы музицирования, в процессе которого знания о музыке могут преобразоваться в умения и навыки музыкального творчества.
- филармонии помимо традиционных концертов принимают на себя осуществление циклов лекций-концертов, последовательно раскрывающих шедевры музыкальной классики и наиболее актуальные тенденции развития современной музыкальной культуры;
Современная библиотека утвердила себя как неотъемлемое звено в организации интеллектуально-насыщенного досуга разных групп населения.
Преимущество библиотеки в реализации принципа добровольности, в живом общении библиотекаря и читателя.
. Опираясь на принципы педагогической культурологии, библиотекарь учит читателя находить нужную книгу, самостоятельно ориентироваться в библиотечных фондах и справочно-библиографических источниках, последовательно расширяет круг его чтения, а главное, возвышает духовные интересы и потребности, поднимая их до уровня литературной классики.
Современный музей интегрирует в себе научно-исследовательские, охранительно-реставрационные, художественно-экспозиционные и культурно-просветительные функции.
Культуросозидающая, воспитательная, информационно-просветительная функция ныне присуща любому музею, независимо от его профиля.
Музей, таким образом, выступает как посредник, необходимое звено между индивидом и культурной средой.
Он доносит своими средствами до индивида комплекс духовных ценностей, идей, эмоций. Тем самым музей включает индивида в культурно-исторический процесс.
Для прикладной и педагогической культурологии принципиально важным представляется учет существенной особенности воздействия экспозиции музея, проявляющейся в том, что она захватывает человека целиком, активизирует все его физические и, в первую очередь, духовные силы и способности, одновременно воздействует на его сознание и эмоциональную сферу.
- 1.1. Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности
- 5.1. Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II (1762-1796).
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Основные тенденции изменений инфраструктуры социально-культурной сферы на рубеже XXI века.
- 7.2. Особенности информационно-методологического обеспечения культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции социально-культурной деятельности
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации)
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1. Ведущие сферы социально-культурной деятельности,
- 10.2. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 3. Исполнительский
- 1.Этап Сценарно-драматургический.
- 2 Этап работы над программой - «Реализация сценария» (режиссёрско-постановочный).
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности
- 12.1. Социальная информация: вилы, свойства, тенденции развития.
- 12.2. Методика выявления состояния скд
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2. Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ
- II Нормативно-прогнозный
- III Концептуальный
- IV Проектно –планирующий
- V Контрольно-коррекционный
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью.
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1.Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.
- 16.2.Нормативно-правовое,экономическоеиорганизационноеобеспечениедеятельности общественных объединений .
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд
- 18.2.Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества.
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально культурных традиций как важнейшего направления социально-культурной деятельности.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы социально-культурной деятельности
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности
- 22.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ на отдельном листе
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития на отдельном листе
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.
- 27.2:Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль социально-культурной деятельности в становлении и развитии гражданского общества.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.