Тема 3. Царское село.
История создания, основные владельцы и заказчики комплекса. Екатерининский дворец как пример зрелого барокко (Ф.Б.Растрелли и этапы строительства до него). Расположение (саарская возвышенность), планировка (сильно вытянутую протяженное здание, корпуса циркумференций), наличие двух фасадов (парадного и паркового). Традиционный для Ф.Б.Растрелли приемы структурирования и декорирования фасадов. Элементы барочной декорации в оформлении экстерьера. Анфилада интерьера (первоначальное и современное решения). Парадные залы большой анфилады как типичный для барокко пример декорации (элементы – обилие лепнины, позолоты, цвета, зеркал и т.д.). Интерьеры эпохи классицизма (Ч.Камерон).
Старый екатерининский парк – тип голландского сада и его черты. Развитие парка при Елизавете Петровне как регулярного французского. Постройки эпохи барокко – Эрмитаж (его функция, ключевое местоположение в парке на оси с главным залом большого дворца, оформление экстерьера (реконструкция и результат современной реставрации) и внутреннее убранство), Павильон Грот (особенности внешней декорации, связанной с темой моря, интерьер А.Ринальди как результат изменений при Екатерине II).
Развитие дворцового комплекса при Екатерина II и изменение стилевых вкусов. Поворот к классицизму. Ансамбль Холодных бань, Агатовых комнат и «Камероновой галереи» как пример зрелого классицизма и влияний идей палладианства – творчество Ч.Камерона и его связь с английским неоклассицизмом 18 века. История возведения, характерные особенности стиля мастера – особенности ордера.
Пейзажный парк (особенности его планировки и оформления) и постройки эпохи классицизма в Царском селе. Сочетание многообразных вкусов и предпочтений: неоготика семьи Нееловых (Эрмитажная кухня, Адмиралтейство), неоготические садово-парковые строения Ю.Фельтена (Готические ворота, Башня-руина), вариации турецкую тему («Красный или турецкий каскад», более поздняя «Турецкая баня»), «китайщина» («Скрипучая беседка»), палладианские и в духе античности сооружения (Концертный зал, Кухня-руина), памятники триумфального характера (Чесменская и Морейская колонны, Кагульский обелиск, Орловские ворота). Западноевропейские прототипы.
Александровский дворец (Дж.Кваренги) – памятник зрелого классицизма. Александровский парк. Китайская деревня. Большой китайский мост. Драконов мост. Китайский театр. Большой и малый каприз.
Аналитические задания: изучение элементов ордерной декорации в произведениях Ч.Камерона – его соответствия и отклонения от классической системы античных правил.
- Минобрнауки россии
- Аннотация рабочей программы
- Пояснительная записка
- Место практики в структуре основной образовательной программы.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
- Формы проведения практики.
- Место и время проведения практики.
- Структура и содержание практики.
- Содержание разделов.
- Раздел 1. Установочные лекции.
- Тема 1. Навыки описания и анализа архитектурных памятников, рисования архитектурных планов, заполнения синхронистических таблиц.
- Тема 2. Основные этапы и периоды в развитии русской архитектуры.
- Раздел 2. Архитектура и монументальная скульптура Санкт-Петербурга.
- Тема 1. Комплекс Петропавловской крепости.
- Тема 2. Васильевский остров.
- Тема 3. Архитектура трех площадей.
- Тема 4. Архитектура Дворцовой набережной.
- Тема 5. Архитектура Невского проспекта.
- Тема 6. Архитектура Александро-Невской лавры.
- Тема 7. Архитектура классицизма. С.И.Чевакинский.
- Тема 8. Ансамбль Смольного монастыря.
- Тема 9. Летний дворец и окрестности.
- Тема 10. Чесменский дворец и Чесменская церковь.
- Раздел 3. Архитектура пригородов Санкт-Петербурга
- Тема 1. Петергоф.
- Тема 2. Ораниенбаум.
- Тема 3. Царское село.
- Тема 4. Павловск.
- Тема 5. Гатчина.
- Раздел 4. Собрание западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа.
- Тема 1. История формирования коллекции Государственного Эрмитажа.
- Тема 2. Искусство Возрождения: живопись Италии.
- Тема 3. Искусство Италии XVII–XVIII веков.
- Тема 4. Искусство Нидерландов и Германии XV-XVI веков.
- Тема 4. Искусство Голландии XVII века.
- Тема 5. Творчество Рембрандта.
- Тема 6. Искусство Фландрии XVII века.
- Тема 7. Французская живопись XVI-XVII веков.
- Тема 8. Французская живопись XVIII века.
- Тема 9. Французская живопись XIX-XX веков.
- Тема 11. Искусство Испании XVI-XIX веков.
- Тема 12. Английская живопись XVIII века.
- Раздел 5. Гравюра и рисунок в собрании Государственного Эрмитажа.
- Раздел 6. Русское искусство XVIII-н.XX веков в собрании Государственного Русского музея.
- Тема 1. Искусство XVIII века.
- Тема 2. Живопись первой половины XIX века.
- Тема 3. Искусство второй половины XIX века.
- Тема 4. Искусство рубежа XIX века – XX века.
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов