11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности
Ресурсная база – это средства для достижения поставленных целей и задач, получения определённых результатов (совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг).
Ресурсную базу СКД характеризуют несколько разновидностей ресурсов:
• Нормативный ресурс - представляет собой массив правовых и организационно-технологических документов, инструктивной информации, которые определяют организационный порядок подготовки и проведения СКД. При создании федеральных и региональных СК программ и положений необходимо руководствоваться: Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, «Основы законодательства о культуре» (1992г), Закон РФ «Об образовании», «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях» …
Закон – надёжное средство защиты культуры. В правовом регулировании СКД приоритетное место принадлежит таким категориям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, обеспечение условий для охраны и развития культурного наследия народов, доступность культурных ценностей и культурной деятельности каждому гражданину. Знание законодательства и других видов правовой документации, умение их использовать – важное требование к специалистам современной СК сферы.
• Кадровый (интеллектуальный) ресурс – номенклатура специалистов, а также технического и вспомогательного персонала. Современные исследователи в области менеджмента всё чаще в качестве лозунгов управления определяют следующее: «кадры решают всё!», «человеческий ресурс – богатство организации!», «успех организации предопределён её сотрудниками!». Признанно, что, не смотря на стремительное информационно-техническое развитие, совершенствование технологии работы, значимость финансового обеспечения деятельности, первостепенным фактором успеха любой организации является персонал. Для современного специалиста, занятого в СК сфере сегодня характерным является не только его профессионализм, но и несомненный рост его юридического, экономического, этического, социального статуса. Современные «персонал – ориентированные технологии» - это, прежде всего формирование и развитие мотивации к активной деятельности, систематическому поиску нового и совершенствованию качества результатов труда. Сформировалась специфическая стратегия – привлечение на ферму перспективных инициативных работников не под программу, которую им предлагается реализовать, а ориентируясь на их собственную инициативу – они сами найдут интересные проекты, соответствующие их потенциалу.
• Финансовые ресурсы – это бюджетные и внебюджетные источники финансирования, использование которых не противоречит действующему в РФ законодательству. Источники финансирования СК организаций делятся на 3 группы:
- привлечённые средства (благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и другое, используя фандрайзенговые технологии);
- государственные средства (прямые и косвенные субсидии государства);
- собственные средства (доходы от основной и коммерческой деятельности).
Изменения, произошедшие, в России за последние годы привели к реорганизации экономического поведения СК учреждений. Бюджетное финансирование сменилось смешанным. Сегодня СК учреждениям не платят за факт существования, деньги выделяются под программу, проект. Появилась потребность привлечения и аккумулирования финансовых средств из различных источников.
• Материально-технический ресурс – это специальное оборудование, имущество, инвентарь. Составной частью материально-технического ресурса является недвижимость: здания, помещения, специально обустроенные сооружения и территория под ними.
• Социально-демографический ресурс – совокупность физических лиц, проживающих на территории конкретного региона. Они представляют собой категорию, либо активно задействованных участников СКД: (реальную аудиторию клуба, парка, музея и др.), либо на дан момент по ряду объективных причин не участвующих в СК мероприятиях (потенциальная ауд-я).
• Информационно-методический – Информационно-методическое обеспечение - вспомогательная система управленческого характера, которая создает технологическую базу для реализации принятых решений.
Совершенствование методики влияет на качество, а это делает фирму конкурентоспособной. Конкурентоспособность – выживание на рынке. Главное –делать то, что не делают другие. Конкурентоспособность – предложение, ориентированное на спрос, нот их объем не должен превышать спрос. Редкое предложение – эксклюзив –идеально.В условиях рынка, информационно-методическое обеспечение приобретает особую значимость, становится внутренней задачей предприятия, технологической тайной. Подход к новому, становится избирательным, задача обновить не становится самоцелью, а вытекает из стратегии фирмы, из ее экономической целесообразности.
Механизм методического обеспечения - создание постоянной обратной информационной связи между теорией и практикой, цель которой- обеспечить наукоемкой, прогрессивной методикой практику, сделав ее оптимальной.
Информационно- методическое обеспечение попадает в две системы: в систему управления, и в систему развития методики. ИМО обеспечивает связь между теорией и практикой, создает информационно-методическую базу. Методическое обеспечение имеет консультативный характер, т.е. не обязателен для исполнения.
Функции ИМО вытекают из сущности, цели, определяются механизмом действия. Выделяют следующие функции ИМО, которые реализуются последовательно:
• Познавательная функция - определяет тенденции в развитии методики.
• Поисковая - поиск оптимальных методик.
• Внедренческая - освоение новых эффективных методик.
ИМО – управленческий процесс, очень динамичный. Динамику обеспечивает среда, ресурсы, прогресс…
Методики выбираются в зависимости от сил, которые мы имеем, и аудитории, на которую будем опираться. Старомодную тему нужно либо реанимировать, либо от нее отказаться..
В условиях рынка принятие решений носит конкурентный характер. Быть оригинальным, индивидуальным.
В условиях рынка все функции МО реализуются информационно закрыто и в этом сложность. Трудно выявить тенденции. Это вызывает бурный рост методических предложений. Задача – выявить тенденции самостоятельно. Нельзя верить рыночным заявлениям.
Новшество – новое для тебя (очень субъективно)
Нововведение – введение в практику нового
Инновация – новое, которое уже введено.
Инновационная деятельность – деятельность по введению нового в практику.
Любое введение нового и отказ от старого должен быть тщательно взвешен и обоснован.
ИМО не случайно выступает главной ресурсной базой СКД
1. Наличие современной актуальной информации и ее качество и количество выражено в банке данных и работает на принятие решений.
2. От знания методик зависит способ, приемы, формы воздействия на аудиторию. Соответствие высокому технологическому уровню (высокие технологии – хай тек), новая продукция –ноу-хау, способность работников владеть ими, выгодно отличает учреждение от других, конкурентных, формирует имидж, позиционирует на рынке.
• Морально-этический ресурс – одно из главных требований, предъявляемых работникам СК сферы можем смело назвать руководство моральными принципами и нормами этики
- 1.1. Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности
- 5.1. Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II (1762-1796).
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Основные тенденции изменений инфраструктуры социально-культурной сферы на рубеже XXI века.
- 7.2. Особенности информационно-методологического обеспечения культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции социально-культурной деятельности
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации)
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1. Ведущие сферы социально-культурной деятельности,
- 10.2. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 3. Исполнительский
- 1.Этап Сценарно-драматургический.
- 2 Этап работы над программой - «Реализация сценария» (режиссёрско-постановочный).
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности
- 12.1. Социальная информация: вилы, свойства, тенденции развития.
- 12.2. Методика выявления состояния скд
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2. Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ
- II Нормативно-прогнозный
- III Концептуальный
- IV Проектно –планирующий
- V Контрольно-коррекционный
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью.
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1.Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.
- 16.2.Нормативно-правовое,экономическоеиорганизационноеобеспечениедеятельности общественных объединений .
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд
- 18.2.Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества.
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально культурных традиций как важнейшего направления социально-культурной деятельности.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы социально-культурной деятельности
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности
- 22.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ на отдельном листе
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития на отдельном листе
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.
- 27.2:Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль социально-культурной деятельности в становлении и развитии гражданского общества.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.