logo search
ЗАОЧНИКИ русский / культ_учебники / Культурология_под ред

Пути распространения и восприятия культуры

Есть творцы культуры, и есть ее потребители. Есть центры порождения культуры, и есть та периферия, на которую она распространяется. Каждый человек является и потребителем, и со­зидателем культурных ценностей, но все же личный отпечаток на теле культуры отдельных людей рельефнее и весомее, чем у большинства.

Культура динамична. Ее инновации возникают и, преодолевая сопротивление косных консервативных элементов, распространяются, утверждаясь в жизни. Пути распространения культуры многолики. Выделяют такие аспекты движения культурных инноваций: тиражирование, сублимация (переключение духовной энергии из одного состояния в другое), проекция (перенесение ценностных ориентиров от одного субъекта культуры к другому), идентификация (уподобление образам, идолам, идеалам), которые указывают на социально-психологические механизмы переноса культуры, ее восприятия, усвоения, распространения. Помимо этих социально-психологических моментов распространение культуры осуществляется с помощью социаль-

121

ных институтов и технических средств. Наука, образование, средства массовой информации, искусство как социальный институт, семья, разнообразные общественные объединения, го­сударство и многое другое могут трактоваться как каналы распространения культуры. Празднества и торжества, ритуальные и традиционные акты (от венчания до поминок), рыночные механизмы и многое иное тоже выступают как средства и пути распространения и восприятия культурных ценностей.