logo search
BILET_po_ekzamenu_IZO

1. Иконография образа Христа в русском искусстве

В Россию живописное искусство пришло из Византии вместе с воспринятой оттуда православной христианской религией. Из Византии к нам пришли и выработанные иконографические стандарты, от которых отступать строго запрещалось. Лики святых, а также образ Христа изображались преднамеренно условно и схематично, с аскетическими чертами, лишенными всякой портретности.

С 5 столетия, после падения Византии, оплотом Православия становится Русь.

В русском иконографическом языке - признаки национальной самобытности. Преподобный 1. Андрей Рублев - открыл дорогу в мир русского искусства силе добра и любви к ближнему, что проявилось в образах Христа: в "Спасе" - Лик Христа в работе Андрея Рублева предстает излучающим душевную теплоту и милосердие. Он неотрывно смотрит на нас безгранично любящим взглядом.

Множество фресок до Рублева гласили: "Страшен во гневе Бог!". В живописных работах Рублева утверждается: "Бог добр и милостив!".

Знаменитая "Троица" Рублева, шедевр мирового искусства,

В 18 веке, после того как Петр I "в Европу прорубил окно", к нам пришло искусство Запада с классическими манерами живописи. Однако и оно перерождалось в оригинальное русское национальное искусство.

2. Александр Иванов (1806-1858 гг.) в творчестве работал над проблемой духовного возрождения человека через образ Христа

Художник русского искусства Нового времени, как и Рублев для искусства Древней Руси.

20 лет писал знаменитую и грандиозную по размерам (5,40х7,50 м) картину "Явление Христа народу" (сюжет из 1-й главы Евангелия от Иоанна0. Левую половину картины занимает группа апостолов, возглавляемая Иоанном Крестителем, который указывает на шествующего вдали Христа-Мессию. Этой группе противостоит толпа фарисеев. Между ними - вереница людей, символизирующая разные сословные группы с разной реакцией на происходящее.

Христос изображен один в центре картины, на освещенном холме, и люди смотрят на него снизу вверх с надеждой. Интересная деталь - шаг Христа направлен к группе грешников в лице фарисеев - намек на слова Евангелия: "Я пришел не праведников, а грешников призвать к покаянию".

Философская суть картины - выбор пути человечества Иоанн Креститель жестом в сторону Христа указывает верный путь выбора в мире противоречий - путь к духовному возрождению во Христе.

В творчестве художника – 3. Н.Н. Ге (1831-1894 гг.) – «Спаситель» - Христос представлен измученным, худым, в разорванных одеждах, с растрепанными волосами. Н.Н. Ге избрал в земном жизненном пути Христа такой момент, который повторяется везде во всем мире и понятен всем. В других картинах с образом Христа Н.Н. Ге показал обостренный конфликт между добром и злом ("Суд Синедриона: "Повинен смерти!", "Голгофа" и др.).

В 1872 году - картина 4. И.Н. Крамского (1837-1887 гг.) "Христос в пустыне". На картине изображен рассвет в пустыне. Христос погружен в глубокое раздумье. Босой, с крепко сжатыми пальцами рук, опущенных на колени, картина о нравственной сути жизни человека.

Большой евангельский цикл из 58 картин "из жизни Христа" создал 5. В.Д. Поленов (1844-1927 гг.) (4). Центральное место в этом цикле занимает картина "Христос и грешница". Идея "добро побеждает зло". Христос Поленова - особый, свой, "поленовский", выражающий истины, красоты и гармонии Божьего мира. И в этой светлой умиротворяющей благодати не может существовать зло.

6. М.М. Антокольский (1843-1902 гг.) - прекрасен образ Спасителя в знаменитой статуе "Христос перед судом народа". Христос стоит прямо, на Нем простой хитон, грубые сандалии. Руки, вытянутые вдоль тела, крепко связаны веревкой. Спаситель уже отрешен от окружающего и полон внутренней сосредоточенности и убежденности в правоте Своей жертвы.

Появление статуи на Всемирной Парижской выставке в 1878 году стало триумфом скульптора и русского искусства. М.М. Антокольский был удостоен высшей награды - большой золотой медали и ордена Почетного легиона.