Второй - середины II в. До падения республиканского правления (то есть до 31 г. До н. Э.),
Базилики – становление и развитие, появление мраомрных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, пиперина и травертина;
Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно представлял собой одну целлу продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда она открыта.
Иногда колонны украшали только портик храма (простиль); иногда рядом бывали обставлены и боковые стороны целлы (род периптера), но их не имелось с задней стороны; иногда, вместо настоящих колонн, употреблялись полуколонны, выступающие из стен целлы (род псевдопериптера). Крыша здания всегда была двускатная, с треугольным фронтоном над портиком.
Наряду с подобными святилищами греческого типа, римляне сооружали, в честь некоторых божеств, круглые храмы, составляющие их собственное изобретение, вводя в них, однако, многие греческие элементы.
Из храмов, относящихся к рассматриваемому периоду, можно указать на сохранившиеся до известной степени Храм Портуна — псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля и на круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами ещё не вполне выработавшегося римско-коринфского стиля, с низкой конусообразной крышей из мраморных черепиц.
В числе сооружений нерелигиозного характера этого же периода заслуживают внимания в особенности:
Табуларий— здание значительного размера, построенное в 78 году до н. э. для помещения государственного архива и выходившее на Форум фасадом, который представлял 11 аркад с дорическими колоннами;
трёхъярусный деревянный театр М. Скавра (58 г до н. э.), вмещавший в себе до 80 000 зрителей и украшенный 360 мраморными колоннами и множеством бронзовых статуй,
первый каменный театр, возведённый в 55 г. до н. э. на Марсовом поле и увенчанный на вершине своих градин (зрительных скамей) храмом Венеры Победительницы (Venus Victrix).
Все эти здания исчезли, точно так же, как следовавшие за ними постройки Юлия Цезаря: Форум с храмом Венеры Родительницы (Venus Genitrix), колоссальный каменный амфитеатр, над которым растягивался шёлковый покров (velum) для защиты зрителей от солнечных лучей, базилика Юлия и каменный театр, оконченный при Августе, который назвал его, в честь своего зятя, театром Марцелла.
Третий - самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом полновластия над республикой и продолжается до до 138 года нашей эры.
В это время римляне начинают широко применять бетон.
Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд,
цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком.
Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов.
К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников:
Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также
Пантеона, храма во имя всех богов.
Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой.
В течение этого периода все прежде наметившиеся типы зданий приходят в полное развитие, достигают удивительной величественности, высшего изящества и поразительной роскоши, хотя в их формы и детали прокрадываются элементы, занесённые с Востока и Египта.
Август восстановил в Риме 82 храма, запущенных и полуразвалившихся. Август, ещё при своей жизни, воздвиг себе надгробный мавзолей, от которого остались теперь только груды камня — гигантский памятник, занимавший на Марсовом Поле площадь в 3400 м² и состоявший из нескольких уступов, возвышавшихся один над другим и усаженных деревьями; на его вершине стояла колоссальная бронзовая статуя императора. Август «принял этот город кирпичным, а оставил мраморным»,
Нерон, после известного пожара Рима, на его дымящихся развалинах построил «Золотой дом», который должен был превзойти великолепием все, что было создано до той поры архитектурой и декоративным искусством; это гордое здание после смерти тирана было разрушено негодовавшим на него народом.
После воцарения Флавиев, архитектурная деятельность снова усилилась, и императоры этой фамилии наделили Рим и его провинции множеством зданий, не уступающих своими размерами появившимся в эпоху Августа, и даже превосходящими их в отношении роскоши. Веспасиан начал сооружать в вечном городе храм Марса и знаменитый Колизей, оконченный в 70 г н. э. Титом. Кроме
При Домициане Рим украсился триумфальными воротами, увековечивавшими память о победах Тита над иудеями и о разорении им Иерусалима — сооружением, любопытным в особенности потому, что в нём мы впервые видим совершенно определившийся, характеристичный тип римских триумфальных арок,, Домициан начал строить новый форум.
Траян соорудил другой форум, своей величиной и роскошью превосходивший все существовавшие до того времени. Любимый архитектор императора — Аполлодор Дамасский — поместил в середине этого форума обширную базилику о девяти нефах и громадную, уцелевшую доныне колонну в честь Траяна, с обвивающим её барельефным изображением эпизодов его похода против даков.
В царствование Адриана, который не только был горячий любитель искусства, но и сам занимался им в часы досуга. Он обогатил Рим— храм Венеры и Ромы, стоявший как раз против Колизея — самый большой из бывших в городе, огромный псевдопериптер с двумя целлами, прислонёнными одна к другой, и с обширным портиком, и мавзолей Адриана, бронзовая колесница с фигурой едущего в ней императора или, быть может, кедровая шишка. Мавзолей Адриана ещё при Гонории был превращён в крепость, лишился потом своей мраморной отделки и верхнего этажа и, наконец, стал нынешним Замком св. Ангела.
- Билеты по экзамену «История изобразительного искусства»
- Верования египтян и их отражение в искусстве.
- 2. Реализм и правдивость.
- 5. Геометричность форм в архитектуре и скульптуре. Периодизация
- 2. Скульптура Лоренцо Бернини.
- 1. Архитектурные памятники Древнего Египта. Религиозная и светская архитектура
- 2. Общая характеристика романского искусства
- Особенности Романского стиля
- 1. Скульптура Древнего Египта. Скульптурный изобразительный канон. Мелкая пластика.
- 2. Искусство Позднего Возрождения
- 1. Искусство Эгейского мира. Архиологические открытия, периодизация. Основные памятники.
- Периодизация
- Кикладское искусство (ранний период):
- Критское искусство (средний и поздний период)
- Ахейское искусство (поздний период)
- 2. Барокко во Франции. Дворцовый комплекс Лувра.
- 1. Период Новых дворцов на Крите, роль Кносского дворцового комплекса. Принципы архитектурной композиции и декора.
- 2. Барокко во Франции. Дворцовый комплекс Лувра.
- 1. Искусство Двуречья в период возвышения Нововавилонского государства. Памятники Нового Вавилона.
- 2. Творчество Микеланджело Буонарротти.
- Поэтическое творчество
- 1. Античное искусство. Особенности становления и этапы развития искусства Греции.
- 1. Крито-микенский, или эгейский, период в искусстве (3—2 тысячелетие до н. Э.)
- 4. Переход от архаики к классике (6-5 вв. До н.Э.)
- 2. Творчество Диего Веласкеса (1599-1660 годы)
- 1. Иконография образа Христа в русском искусстве
- 2. Творчество Караваджо
- 1. Архитектурные ордера. Классические примеры
- 2. Творчество Андрея Рублева.
- 1. Иконография образа Богоматери в русском искусстве
- 2. Ансамбль Афинского Акрополя – главный архитектурный памятник искусства классической Греции
- 1. Памятники и скульптуры Древней Греции. Архаика, расцвет и скульптура Эллинистического времени. Художественные особенности.
- Эллинизм (3 в. – 30 годы 1 века до н.Э.)
- 2. Творчество Рембрандта ван Рейна
- 1. Архитектура Древнего Рима. Материалы, конструкция, декорация, ордер.
- Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода.
- Второй - середины II в. До падения республиканского правления (то есть до 31 г. До н. Э.),
- Четвёртый - до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.).
- 2. Творчество Леонардо да Винчи
- Искусство
- Наука и инженерное дело
- Анатомия и медицина
- Изобретения: Парашют, Колесцовый замок, Велосипед, Лёгкие переносные мосты для армии, Прожектор, Робот, Двухлинзовый телескоп, многозарядный арбалет и многие другие. Мыслитель
- 1. Архитектура Древнего Рима. Город. Форум. Базилика. Храм. Святилище.
- 2. Творчество Феофана Грека.
- Творческая манера Феофана Грека
- 1. Архитектура Древнего Рима. Театр. Термы. Жилая и утилитарная архитектура.
- 2. Древнерусская икона 9-12 веков. Стилеобразующие моменты. Характерные примеры.
- Богоматерь Оранта из Ярославля. Около 1224 года
- 1. Римский скульптурный портрет и круглая скульптура Рима.
- 2. Русский иконостас. Устройство. Чины. Типы. Примеры.