logo
BILET_po_ekzamenu_IZO

2. Древнерусская икона 9-12 веков. Стилеобразующие моменты. Характерные примеры.

И́конопись  — вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению, т.е.— создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при молитве.

Важнейшее значение имеют иконография и стиль.

Иконография - сюжет, лица и их действия, предметы и окружение, композиционное решение. Отличается постоянством, но допускает иконографические изводы и варианты, с изменением в деталях.

Настенную живопись (фреску, мозайку) в чистом виде нельзя считать иконой.

Древнерусская иконопись на рубеже 9-10 веков - из Византии. Изначально – греческие мастера (Феофан Грек и др.). Эпоха Киевской Руси (9-12 вв.).

Русская иконопись - в конце10 века Крещением Руси.

Первый известный по имени русский иконописец — святой Алипий (Алимпий).

Главное в иконе – вызвать у молящегося перед ней человека впечатление присутствия Бога - достигалось применением особых средств художественной выразительности:

- обратной перспективы,

- соподчиненного изображения фигур,

- особого пространства в иконе - наличие нескольких точек зрения.

В 11-12 вв. – появляются образы и сюжеты, характерные только для России:

1. Широкое распространение получил культ великомучеников Бориса и Глеба.

2. Еще одной иконой, написанной не по византийскому образцу, был «Покров Богоматери».

Икона на Руси:

- изображение святых и пространства было плоским,

- фигуры и черты лица передавались лишь условно, а художественная выразительность и эмоциональный эффект достигались за счет силуэта и красок.

Основные иконы Киевской Руси создавались греческими мастерами для крупных храмов: иконы Софийского собора в Киеве (1037), церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199), иконы «Устюжское Благовещение» (конец 12 в.), «Спас Нерукотворный» (конец 12 в.), «Голова Архангела» (конец 12 в.), «Николай Чудотворец» (начало 13 в.).

Собор Святой Софии - на центральном алтарном выступе икона Богоматери-оранты с раскинутыми вверх руками, символизирует «земную церковь». Ее одежда в синих и лиловых тонах хорошо выделяется на золотом фоне.

Церковь Спаса Нередицы - в росписях уже наметились расхождения с византийскими традициями. Так, по сторонам от Богоматери-оранты располагались процессии святых во главе с Борисом и Глебом, на западной стене церкви изображена композиция «Страшный суд», а в куполе – «Вознесение Христа», в различные традиционные сцены введены бытовые детали, изменился характер некоторых библейских сцен (русская стилизация)

Новгород - образ святого Георгия, - покровителя воинов и торговцев. На иконе 12 в. он предстает молодым, в доспехах и с копьем в руке.

В иконе Дмитрия Солунского (конец 12 – начало 13 вв.) – попытки обоснования княжеской власти как власти от Бога. Дмитрий Солунский сидит на троне в княжеской одежде, а ангел возлагает на его голову корону.

Ярославская икона Знамения (13 в.). Изображенная на ней Богоматерь-оранта стоит, воздев руки вверх. От Оранты в киевском соборе Святой Софии ее отличает стройность фигуры, мягкость выражения лица и жеста. Древнерусские люди видели в ней заступницу и покровительницу.

Именно на русской почве постепенно складывается многоярусный иконостас.

Иконопись Древней Руси отличается

- выразительностью силуэта

- ясностью сочетаний больших цветовых плоскостей

- большей открытостью к предстоящему перед иконой,

- введением новых сюжетов и образов.

Наивысшего расцвета русская иконопись достигает к XIV—XV векам, выдающимися мастерами этого периода являются Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.