logo
BILET_po_ekzamenu_IZO

1. Искусство Двуречья в период возвышения Нововавилонского государства. Памятники Нового Вавилона.

Ассирийские цари признавали за Вавилоном определенное культурное преимущество как за наследником шумерской науки и культуры, но в политическом плане Вавилон преимущественно находился в подчиненном положении.

Лишь в 605 г. до н.э. вавилонский военачальник Набопаласар разгромил ассирийскую армию и утвердил столицу Двуречья в Вавилоне. С этого момента начался довольно недолгий — меньше двух веков — Нововавилонский период истории Двуречья.

В этот период Вавилон стал тем, чем он предстает на страницах Библии — пышным, богатым, полным роскоши городом.

Искусство Нововавилонского периода — это прежде всего те памятники искусства, которые были обнаружены при раскопках самого Вавилона — это архитектурные памятники, развалины дворцов, храмов, фортификационных сооружений.

Рельефы и росписи – канон соблюдался. Главное отличие — в сюжетах. Вавилонские рельефы и росписи полностью лишены этой тематики восславления царя, его подвигов, охоты. В них сильны элементы мифологии, фантастики и символизма. Основной мотив - пышность и великолепие.

Орнаментальность. в изразцовых фризах, покрытых изображениями желто-белых розеток, и в повторяющихся изображениях животных на поверхности Ворот.               

Архитектура - монументальна, но не подавляет, а восхищает и завораживает.

Башни внешней стены города, полностью отделанные голубыми изразцами.

За городскими стенами располагались несколько крупных храмовых комплексов, отличавшихся роскошью и величием общей планировки, внешнего и внутреннего убранства.

В 6 веке до н. э. Вавилон стал красивейшим городом древнего мира. Его жемчужинами были ворота Иштар и зиккурат Этеменанки.

Ворота Иштар были одними из восьми ворот, окружавших Вавилон. Ворота были облицованы синей плиткой с перемежающимися рядами сиррушев и быков. Через ворота проходил Путь Процессий, стены которого украшала плитка с изображениями львов. Каждый год, во время празднования нового года, по Пути Процессий проносили статуи богов.

Путь Процессий вёл к зиккурату Этеменанки. Семиэтажный Этеменанки был самым высоким (90 м) зданием в Вавилоне. На его вершине стоял храм Мардука — бога-покровителя Вавилона, где хранилась величайшая святыня Вавилона — золотая статуя бога.

Зиккурат Этеменанки, вероятно, был прототипом библейской Вавилонской Башни.

Ворота Иштар хранятся в Пергамском музее в Берлине. От зиккурата Этеменанки остались только развалины.