1. Иконография образа Христа в русском искусстве
В Россию живописное искусство пришло из Византии вместе с воспринятой оттуда православной христианской религией. Из Византии к нам пришли и выработанные иконографические стандарты, от которых отступать строго запрещалось. Лики святых, а также образ Христа изображались преднамеренно условно и схематично, с аскетическими чертами, лишенными всякой портретности.
С 5 столетия, после падения Византии, оплотом Православия становится Русь.
В русском иконографическом языке - признаки национальной самобытности. Преподобный 1. Андрей Рублев - открыл дорогу в мир русского искусства силе добра и любви к ближнему, что проявилось в образах Христа: в "Спасе" - Лик Христа в работе Андрея Рублева предстает излучающим душевную теплоту и милосердие. Он неотрывно смотрит на нас безгранично любящим взглядом.
Множество фресок до Рублева гласили: "Страшен во гневе Бог!". В живописных работах Рублева утверждается: "Бог добр и милостив!".
Знаменитая "Троица" Рублева, шедевр мирового искусства,
В 18 веке, после того как Петр I "в Европу прорубил окно", к нам пришло искусство Запада с классическими манерами живописи. Однако и оно перерождалось в оригинальное русское национальное искусство.
2. Александр Иванов (1806-1858 гг.) в творчестве работал над проблемой духовного возрождения человека через образ Христа
Художник русского искусства Нового времени, как и Рублев для искусства Древней Руси.
20 лет писал знаменитую и грандиозную по размерам (5,40х7,50 м) картину "Явление Христа народу" (сюжет из 1-й главы Евангелия от Иоанна0. Левую половину картины занимает группа апостолов, возглавляемая Иоанном Крестителем, который указывает на шествующего вдали Христа-Мессию. Этой группе противостоит толпа фарисеев. Между ними - вереница людей, символизирующая разные сословные группы с разной реакцией на происходящее.
Христос изображен один в центре картины, на освещенном холме, и люди смотрят на него снизу вверх с надеждой. Интересная деталь - шаг Христа направлен к группе грешников в лице фарисеев - намек на слова Евангелия: "Я пришел не праведников, а грешников призвать к покаянию".
Философская суть картины - выбор пути человечества Иоанн Креститель жестом в сторону Христа указывает верный путь выбора в мире противоречий - путь к духовному возрождению во Христе.
В творчестве художника – 3. Н.Н. Ге (1831-1894 гг.) – «Спаситель» - Христос представлен измученным, худым, в разорванных одеждах, с растрепанными волосами. Н.Н. Ге избрал в земном жизненном пути Христа такой момент, который повторяется везде во всем мире и понятен всем. В других картинах с образом Христа Н.Н. Ге показал обостренный конфликт между добром и злом ("Суд Синедриона: "Повинен смерти!", "Голгофа" и др.).
В 1872 году - картина 4. И.Н. Крамского (1837-1887 гг.) "Христос в пустыне". На картине изображен рассвет в пустыне. Христос погружен в глубокое раздумье. Босой, с крепко сжатыми пальцами рук, опущенных на колени, картина о нравственной сути жизни человека.
Большой евангельский цикл из 58 картин "из жизни Христа" создал 5. В.Д. Поленов (1844-1927 гг.) (4). Центральное место в этом цикле занимает картина "Христос и грешница". Идея "добро побеждает зло". Христос Поленова - особый, свой, "поленовский", выражающий истины, красоты и гармонии Божьего мира. И в этой светлой умиротворяющей благодати не может существовать зло.
6. М.М. Антокольский (1843-1902 гг.) - прекрасен образ Спасителя в знаменитой статуе "Христос перед судом народа". Христос стоит прямо, на Нем простой хитон, грубые сандалии. Руки, вытянутые вдоль тела, крепко связаны веревкой. Спаситель уже отрешен от окружающего и полон внутренней сосредоточенности и убежденности в правоте Своей жертвы.
Появление статуи на Всемирной Парижской выставке в 1878 году стало триумфом скульптора и русского искусства. М.М. Антокольский был удостоен высшей награды - большой золотой медали и ордена Почетного легиона.
- Билеты по экзамену «История изобразительного искусства»
- Верования египтян и их отражение в искусстве.
- 2. Реализм и правдивость.
- 5. Геометричность форм в архитектуре и скульптуре. Периодизация
- 2. Скульптура Лоренцо Бернини.
- 1. Архитектурные памятники Древнего Египта. Религиозная и светская архитектура
- 2. Общая характеристика романского искусства
- Особенности Романского стиля
- 1. Скульптура Древнего Египта. Скульптурный изобразительный канон. Мелкая пластика.
- 2. Искусство Позднего Возрождения
- 1. Искусство Эгейского мира. Архиологические открытия, периодизация. Основные памятники.
- Периодизация
- Кикладское искусство (ранний период):
- Критское искусство (средний и поздний период)
- Ахейское искусство (поздний период)
- 2. Барокко во Франции. Дворцовый комплекс Лувра.
- 1. Период Новых дворцов на Крите, роль Кносского дворцового комплекса. Принципы архитектурной композиции и декора.
- 2. Барокко во Франции. Дворцовый комплекс Лувра.
- 1. Искусство Двуречья в период возвышения Нововавилонского государства. Памятники Нового Вавилона.
- 2. Творчество Микеланджело Буонарротти.
- Поэтическое творчество
- 1. Античное искусство. Особенности становления и этапы развития искусства Греции.
- 1. Крито-микенский, или эгейский, период в искусстве (3—2 тысячелетие до н. Э.)
- 4. Переход от архаики к классике (6-5 вв. До н.Э.)
- 2. Творчество Диего Веласкеса (1599-1660 годы)
- 1. Иконография образа Христа в русском искусстве
- 2. Творчество Караваджо
- 1. Архитектурные ордера. Классические примеры
- 2. Творчество Андрея Рублева.
- 1. Иконография образа Богоматери в русском искусстве
- 2. Ансамбль Афинского Акрополя – главный архитектурный памятник искусства классической Греции
- 1. Памятники и скульптуры Древней Греции. Архаика, расцвет и скульптура Эллинистического времени. Художественные особенности.
- Эллинизм (3 в. – 30 годы 1 века до н.Э.)
- 2. Творчество Рембрандта ван Рейна
- 1. Архитектура Древнего Рима. Материалы, конструкция, декорация, ордер.
- Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода.
- Второй - середины II в. До падения республиканского правления (то есть до 31 г. До н. Э.),
- Четвёртый - до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.).
- 2. Творчество Леонардо да Винчи
- Искусство
- Наука и инженерное дело
- Анатомия и медицина
- Изобретения: Парашют, Колесцовый замок, Велосипед, Лёгкие переносные мосты для армии, Прожектор, Робот, Двухлинзовый телескоп, многозарядный арбалет и многие другие. Мыслитель
- 1. Архитектура Древнего Рима. Город. Форум. Базилика. Храм. Святилище.
- 2. Творчество Феофана Грека.
- Творческая манера Феофана Грека
- 1. Архитектура Древнего Рима. Театр. Термы. Жилая и утилитарная архитектура.
- 2. Древнерусская икона 9-12 веков. Стилеобразующие моменты. Характерные примеры.
- Богоматерь Оранта из Ярославля. Около 1224 года
- 1. Римский скульптурный портрет и круглая скульптура Рима.
- 2. Русский иконостас. Устройство. Чины. Типы. Примеры.