1. Архитектура Древнего Рима. Город. Форум. Базилика. Храм. Святилище.
Архитектура Древнего Рима сформировались к 4—I вв. до н. э.
Римляне - основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы.
Архитектура Рима – масштаб строительства. Ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, применили новые строительные материалы и конструкции.
Архитектура - к грандиозным масштабам и городским центрам. - возвеличить власть императоров, военную мощь империи.
Риме разрабатываются принципиально новые конструкции — кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов.
Примерно в 4 в. до н. э. - начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко 2 в. до п. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-заполнителя - получен путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Добавки из вулканического песка сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой.
Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Секреты римских строителей не разгаданы до сих пор - раствор «римская мальта» для химиков является загадкой и сейчас.
Римский Форум — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями (храмы, арки, базилики) – как аналог Русский Кремль. В римских форумах получила отражение идея замкнутой осевой композиции — ордерного перистиля, но увеличенного до размеров городской площади.
Первоначально на ней размещался рынок, позже - место народных собраний, курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции. В период процветания Римского государства – множество уникальных архитектурных строений – храмы, базилики и др.
1.Базилика выполняла роль административного здания, в котором римляне проводили большую часть дня.
Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах.
2.Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек.
Термы – строительство водопровода — акведуки (мост-водопровод).
Особенности римской архитектуры:
1. Опорой стала не колонна, как у греков а стена. Колонна - как часть декора.
2. в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский - отдавали явное предпочтение.
3. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон - распространение арочно-сводчатых конструкций.
3. Храмы - прямоугольной формы (периптер) и портики, но в отличие от греческих были грандиознее и, как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей).
Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно представлял собой одну целлу продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда она открыта.
Храм Портуна — псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля. руглый храм Весты, обставленный 20 колоннами.
Кроме периптера в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, т.е. круглого храма. Храм Весты (или Геркулеса), находившийся на Форуме. Круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами.
4. Святилище (помещение для молитв, позднее и в храме) Венеры Клоакины – относились к древнейшим постройкам.
Цела - внутренняя часть храмов, в которой находились изображение божеств; внутреннее святилище, куда был запрещён вход всем, кроме определённого круга духовенства.
Размер целлы классических храмов был небольшой и отличался простотой отделки, в сравнению с внешней стороной храма, где община верующих собиралась для проведения обрядов.
В целле, предшественником которой являются минойские и микенские мегароны без внешнего портика и колонн, хранились сокровища храма, пожертвования верующих.
Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады — ряд арок, опирающихся на столбы или колонны. Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках — многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров.
Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства.
30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной в 200м с изображением военных подвигов Траяна.
Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (место, посвященное всем богам). Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма.
В архитектурном облике Рима и городов провинций важнейшую роль играли сооружения общественного назначения: храмы, цирки, ипподромы, амфитеатры, бани (термы), базилики и пр.
Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.
Для обычных жителей характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы).
Многоквартирные дома — инсулы.
- Билеты по экзамену «История изобразительного искусства»
- Верования египтян и их отражение в искусстве.
- 2. Реализм и правдивость.
- 5. Геометричность форм в архитектуре и скульптуре. Периодизация
- 2. Скульптура Лоренцо Бернини.
- 1. Архитектурные памятники Древнего Египта. Религиозная и светская архитектура
- 2. Общая характеристика романского искусства
- Особенности Романского стиля
- 1. Скульптура Древнего Египта. Скульптурный изобразительный канон. Мелкая пластика.
- 2. Искусство Позднего Возрождения
- 1. Искусство Эгейского мира. Архиологические открытия, периодизация. Основные памятники.
- Периодизация
- Кикладское искусство (ранний период):
- Критское искусство (средний и поздний период)
- Ахейское искусство (поздний период)
- 2. Барокко во Франции. Дворцовый комплекс Лувра.
- 1. Период Новых дворцов на Крите, роль Кносского дворцового комплекса. Принципы архитектурной композиции и декора.
- 2. Барокко во Франции. Дворцовый комплекс Лувра.
- 1. Искусство Двуречья в период возвышения Нововавилонского государства. Памятники Нового Вавилона.
- 2. Творчество Микеланджело Буонарротти.
- Поэтическое творчество
- 1. Античное искусство. Особенности становления и этапы развития искусства Греции.
- 1. Крито-микенский, или эгейский, период в искусстве (3—2 тысячелетие до н. Э.)
- 4. Переход от архаики к классике (6-5 вв. До н.Э.)
- 2. Творчество Диего Веласкеса (1599-1660 годы)
- 1. Иконография образа Христа в русском искусстве
- 2. Творчество Караваджо
- 1. Архитектурные ордера. Классические примеры
- 2. Творчество Андрея Рублева.
- 1. Иконография образа Богоматери в русском искусстве
- 2. Ансамбль Афинского Акрополя – главный архитектурный памятник искусства классической Греции
- 1. Памятники и скульптуры Древней Греции. Архаика, расцвет и скульптура Эллинистического времени. Художественные особенности.
- Эллинизм (3 в. – 30 годы 1 века до н.Э.)
- 2. Творчество Рембрандта ван Рейна
- 1. Архитектура Древнего Рима. Материалы, конструкция, декорация, ордер.
- Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода.
- Второй - середины II в. До падения республиканского правления (то есть до 31 г. До н. Э.),
- Четвёртый - до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.).
- 2. Творчество Леонардо да Винчи
- Искусство
- Наука и инженерное дело
- Анатомия и медицина
- Изобретения: Парашют, Колесцовый замок, Велосипед, Лёгкие переносные мосты для армии, Прожектор, Робот, Двухлинзовый телескоп, многозарядный арбалет и многие другие. Мыслитель
- 1. Архитектура Древнего Рима. Город. Форум. Базилика. Храм. Святилище.
- 2. Творчество Феофана Грека.
- Творческая манера Феофана Грека
- 1. Архитектура Древнего Рима. Театр. Термы. Жилая и утилитарная архитектура.
- 2. Древнерусская икона 9-12 веков. Стилеобразующие моменты. Характерные примеры.
- Богоматерь Оранта из Ярославля. Около 1224 года
- 1. Римский скульптурный портрет и круглая скульптура Рима.
- 2. Русский иконостас. Устройство. Чины. Типы. Примеры.