logo
BILET_po_ekzamenu_IZO

Творческая манера Феофана Грека

Стиль Феофана Грека - для его фресковых росписей характерна «скоропись», при непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя.

В творчестве Феофана Грека— классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения) и устремление к духовной жизни, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.

Во фресках Феофана – черты мистического видения, вспышки света падающие на лики, руки, одежды, символизируют божественный свет,

Ограниченность цветовой гаммы - будто образ монашеского, аскетического отречения от многообразия и многоцветия мира — изобличают в Феофане творческую личность.

Совсем иной акцент — в иконах мастера (иконы Христа во славе, Богоматери, Иоанна Предтечи Донская икона Богоматери с Успением на обороте).

Их отличает мягкое многосложное письмо, насыщенные драгоценные цвета, чудесная и завораживающая красота, созерцательность, преображенность светом.

Донская икона Божией Матери

Успение (1392)

Преображение

Святой Макарий Египетский

Иоанн Предтеча

Спас Вседержитель

Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде.

Билет 13

1. Архитектура Древнего Рима. Город. Форум. Базилика. Храм. Святилище.

Архитектура Древнего Рима сформировались к 4—I вв. до н. э.

Общественные - базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки и культовые: храмы, алтари, гробницы.

Архитектура Рима – масштаб строительства, цель - возвеличить власть императоров, военную мощь империи

Ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы). Применили новые строительные материалы и конструкции – римский бетон, кирпич из обожженной глины, металлы. «Римская мальта» !!!

Римский Форум — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями (храмы, арки, базилики) – как аналог Русский Кремль. Первоначально на ней размещался рынок, позже - место народных собраний, курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции.

В римских форумах получила отражение идея замкнутой осевой композицииордерного перистиля, но увеличенного до размеров городской площади. В центре храм с богатым портиком.

Начиная с республиканского периода в Риме было последовательно возведено несколько форумов (Цезаря, Трояна и др.). По своему великолепию, роскоши, величине и сложности композиции выделяется форум императора Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский, 112—117 гг.). Помимо основной площади и храма на нем были возведены пятипролетный удлиненный зал — базилика площадью 55х159 м и два симметричных здания библиотек, между которыми на небольшой площади была воздвигнута мемориальная колонна Траяна

В период процветания Римского государства – множество уникальных архитектурных строений – храмы, базилики и др.

1.Базилика выполняла роль административного здания, в котором римляне проводили большую часть дня.

Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах.

2.Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек.

Термы – строительство водопровода — акведуки (мост-водопровод).

Особенности римской архитектуры:

1. Опорой стала не колонна, как у греков а стена. Колонна - как часть декора.

2. в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский - отдавали явное предпочтение.

3. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон - распространение арочно-сводчатых конструкций.

3. Храмы - прямоугольной формы (периптер) и портики, но в отличие от греческих были грандиознее и, как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей).

Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно представлял собой одну целлу продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда она открыта.

Храм Портуна — псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля. руглый храм Весты, обставленный 20 колоннами.

 Кроме периптера в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, т.е. круглого храма. Храм Весты (или Геркулеса), находившийся на Форуме. Круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами.

4. Святилище (помещение для молитв, позднее и в храме) Венеры Клоакиныотносились к древнейшим постройкам.

Цела - внутренняя часть храмов, в которой находились изображение божеств; внутреннее святилище, куда был запрещён вход всем, кроме определённого круга духовенства.

Ххарактерным типом римских сооружений являлись аркады — ряд арок, опирающихся на столбы или колонны – для открытых галерей, водопроводов.

 Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства.

30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной в 200м с изображением военных подвигов Траяна.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (место, посвященное всем богам). Главная часть Пантеона представляет собой круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма.

Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизейамфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.

Для обычных жителей характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы).

Многоквартирные дома — инсулы.

2. Творчество Феофана Грека.

Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе. Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.

Новгород - в Новгороде в 1370 году.

Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Изображение Спаса Вседержителя в куполе. Расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела - полуфигура «Знамения», ветхозаветная «Троица», фигура Макария Египетского.

Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах — в иконе «Отечество» присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» .

Влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» и «Погодинский Пролог».

Москва - В начале 1390 г. Феофан прибыл в Москву.

Росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон.

Оформил Евангелие боярина Фёдора Кошки - Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы - резкие линии, колорит изображений дают основание утверждать авторство Феофана Грека.

Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации - традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.

Икона «Успение» является двухсторонней, на одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление» и впоследствии икона получила название «Богоматерь Умиление Донская».

Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора Кремля - это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст» Им расписаны: Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород), Собор Рождества Богородицы , Архангельский собор Кремля, Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым.

Им написаны знаменитые иконы: Икона Божией Матери Донская, Успение, Преображение.

Творческая манера Феофана Грека

Стиль Феофана Грека - для его фресковых росписей характерна «скоропись», при непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя.

В творчестве Феофана Грека— классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения) и устремление к духовной жизни, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.

Во фресках Феофана – черты мистического видения, вспышки света падающие на лики, руки, одежды, символизируют божественный свет,

Ограниченность цветовой гаммы - будто образ монашеского, аскетического отречения от многообразия и многоцветия мира — изобличают в Феофане творческую личность.

Совсем иной акцент — в иконах мастера (иконы Христа во славе, Богоматери, Иоанна Предтечи Донская икона Богоматери с Успением на обороте).

Их отличает мягкое многосложное письмо, насыщенные драгоценные цвета, чудесная и завораживающая красота, созерцательность, преображенность светом.

Билет 14