1. Скульптура Древнего Египта. Скульптурный изобразительный канон. Мелкая пластика.
Скульптура Древнего Египта имела ритуальное назначение и связанна с культом мертвых.
Вместе с архитектурой скульптура образовывала ансамбли и была частью храмов и гробниц. Представления древних египтян о вечной жизни предполагали существование и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации и созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения еще при жизни.
В скульптуре так же, как и в живописи, существовали особые каноны. Они установились на ранних этапах египетской истории и сохранялись на протяжении двух тысячелетий. Важная черта египетской скульптуры - ее квадратность. Глядя на статую, вы практически можете увидеть каменный блок, из которого она была вытесана. К ней применим «закон фронтальности», поскольку большинство статуй ставилось возле стены, и предполагалось, что на них будут смотреть, если они вообще выставлены на обозрение, спереди; Почти все линии египетских статуй параллельны или находятся под прямым углом; особенно квадратной была сидячая скульптура. Прямые углы в камнях, прямые ноги, негнущиеся спина и шея; никогда не встречается поворота туловища или головы; все тело выпрямлено.
Еще одна важная черта - тело не изображалось в деталях. Мускулатура едва обозначена; туловище – набор гладких плоскостей, ноги и руки – колонны.
Каноны фиксировали не только форму скульптуры, но и позы и осанку. Особенно строго канон применялся к изображению высокопоставленных персон. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении; дети и животные находились в самом низу, и это одна из причин того, что египетские животные и птицы особенно очаровательны.
Когда царь умирал и на его место короновали другого, устраивалась традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивание его богиней Исидой и его воскресения. Верили, что кроме души и тела есть еще нечто промежуточное – призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая Ка. Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, портрет должен быть очень похожим – иначе как же Ка опознает свой облик?
Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты лица, но выражение лица остается отвлеченным – «идущий в вечность».
В Древнем царстве портреты были – спокойно-бесстрастными.
В период Среднего и особенно Нового царства, многое изменилось: в портретах стал просвечивать характер, угадываться личность.
Знаменит портрет писца Каи. Поджав ноги, расправив плечи и положив на колени свиток, Каи сидит, готовый в любую минуту повиноваться приказаниям своего владыки.
Интересны парные скульптурные портреты супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме.
Мировую известность приобрел скульптурный портрет царицы Нефертити в высоком головном уборе. История сохранила для нас имя скульптора, изваявшего эту прекрасную голову - Тутмес.
Чудесные образцы амарнского стиля (период правления фараона Эхнатона) сохранились в гробнице Тутанхамона.
Мелкая пластика:
В эпоху Среднего царства особенно известка статуэтка девушки (21 век до н. э.), несущей сосуд с жертвенными возлияниями и коробку с дарами. Статуэтка исполнена из дерева и раскрашена. Тонкая ткань облегает фигуру, на шее красуется ожерелье. Жизненность и простота сочетаются с поисками изящества.
Особенно интересна мелкая пластика Нового царства - деревянная ложечка длиной в 30 сантиметров, прелестная головка из голубовато-синего стекла, не превышающая 8 сантиметров, голова из дерева, украшавшая некогда арфу.
Вытянутая шея, выступающий подбородок, крупные губы, прямой нос, массф волос, ниспадающую до самой шеи и как бы возвращающую взгляд зрителя обратно, к отправной точке его "путешествия" по лицу человека - такова небольшая (20 см) деревянная голова тельамарнской школы. Только основное, никаких деталей - и какая выразительность образа, аскетического, болезненного и в то же время устремленного вперед!
- Билеты по экзамену «История изобразительного искусства»
- Верования египтян и их отражение в искусстве.
- 2. Реализм и правдивость.
- 5. Геометричность форм в архитектуре и скульптуре. Периодизация
- 2. Скульптура Лоренцо Бернини.
- 1. Архитектурные памятники Древнего Египта. Религиозная и светская архитектура
- 2. Общая характеристика романского искусства
- Особенности Романского стиля
- 1. Скульптура Древнего Египта. Скульптурный изобразительный канон. Мелкая пластика.
- 2. Искусство Позднего Возрождения
- 1. Искусство Эгейского мира. Архиологические открытия, периодизация. Основные памятники.
- Периодизация
- Кикладское искусство (ранний период):
- Критское искусство (средний и поздний период)
- Ахейское искусство (поздний период)
- 2. Барокко во Франции. Дворцовый комплекс Лувра.
- 1. Период Новых дворцов на Крите, роль Кносского дворцового комплекса. Принципы архитектурной композиции и декора.
- 2. Барокко во Франции. Дворцовый комплекс Лувра.
- 1. Искусство Двуречья в период возвышения Нововавилонского государства. Памятники Нового Вавилона.
- 2. Творчество Микеланджело Буонарротти.
- Поэтическое творчество
- 1. Античное искусство. Особенности становления и этапы развития искусства Греции.
- 1. Крито-микенский, или эгейский, период в искусстве (3—2 тысячелетие до н. Э.)
- 4. Переход от архаики к классике (6-5 вв. До н.Э.)
- 2. Творчество Диего Веласкеса (1599-1660 годы)
- 1. Иконография образа Христа в русском искусстве
- 2. Творчество Караваджо
- 1. Архитектурные ордера. Классические примеры
- 2. Творчество Андрея Рублева.
- 1. Иконография образа Богоматери в русском искусстве
- 2. Ансамбль Афинского Акрополя – главный архитектурный памятник искусства классической Греции
- 1. Памятники и скульптуры Древней Греции. Архаика, расцвет и скульптура Эллинистического времени. Художественные особенности.
- Эллинизм (3 в. – 30 годы 1 века до н.Э.)
- 2. Творчество Рембрандта ван Рейна
- 1. Архитектура Древнего Рима. Материалы, конструкция, декорация, ордер.
- Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода.
- Второй - середины II в. До падения республиканского правления (то есть до 31 г. До н. Э.),
- Четвёртый - до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.).
- 2. Творчество Леонардо да Винчи
- Искусство
- Наука и инженерное дело
- Анатомия и медицина
- Изобретения: Парашют, Колесцовый замок, Велосипед, Лёгкие переносные мосты для армии, Прожектор, Робот, Двухлинзовый телескоп, многозарядный арбалет и многие другие. Мыслитель
- 1. Архитектура Древнего Рима. Город. Форум. Базилика. Храм. Святилище.
- 2. Творчество Феофана Грека.
- Творческая манера Феофана Грека
- 1. Архитектура Древнего Рима. Театр. Термы. Жилая и утилитарная архитектура.
- 2. Древнерусская икона 9-12 веков. Стилеобразующие моменты. Характерные примеры.
- Богоматерь Оранта из Ярославля. Около 1224 года
- 1. Римский скульптурный портрет и круглая скульптура Рима.
- 2. Русский иконостас. Устройство. Чины. Типы. Примеры.