logo
BILET_po_ekzamenu_IZO

2. Творчество Андрея Рублева.

Андре́й Рублёв (около 1375 - 1428). почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи 15 века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного.

В рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж 4-5 веков).

Около 1412 года Рублёв создал свой шедевр — икону «Троица (икона Рублёва) Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея).

Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов.

Одежды среднего ангела красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа.

Двое из сидящих за столом головою и туловищем обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова и стан его не наклонены, взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы (Бог-отец).

Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора.

На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом и гора.

Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо (дуб) — за спиной среднего ангела (Сын Божий),

Гора — за спиной третьего ангела (Святой Дух).

«Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти.

В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.

Иконы Рублева выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны сказалось и на творчестве Рублёва.

В ряде произведений Рублёва - драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»).колорит поздних более сумрачен по сравнению с ранними; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.

Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва.

Ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1405) и ряд других.

Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные.

Билет 10