logo search
Lektsii_po_zhivopisi_Yermak

Организация натурных постановок.

Натурные постановки имеют образовательное и воспитательное значение. На их основе осуществляется практическое познание закономерностей реалистического изображения формы в пространстве, овладение профессиональной грамотой и мастерством, воспитывается художественный вкус, чувство гармонии. Организация постановки — подбор модели или предметов, поиск их сюжетной, живописно-пластической группировки — является живым творческим делом. Оно потребует от учащегося известного опыта, профессиональной культуры.

Учащиеся, как будущие художники-педагоги, должны учиться самостоятельности в организации натурных постановок по живописи — натюрморта, портрета, фигуры. На первых порах можно воспользоваться примерной тематикой постановок, рекомендованных соответствующими учебными программами.

Чем следует руководствоваться при организации постановок? Предусмотреть все ответы на возникающие в практике выполнения постановок ситуации, разумеется, невозможно. Рассмотрим лишь некоторые, наиболее общие и основные рекомендации, которыми учащийся как будущий педагог может воспользоваться в своей работе. Одним из главных требований, которое предъявляется к учебной постановке, — это жизненная правда. Это требование должно определять подход к подбору модели, типажа, костюма, сюжетного замысла. Любая имитация, бутафория, подделка под жизненную ситуацию недопустима.

Следует предостеречь учащихся от использования антиэстетичных, псевдокрасивых предметов, воспитывающих дурной вкус (грязные, неряшливые атрибуты и модели, бумажные цветы, выкрашенные анилином драпировки, имитации под бронзу, бархат, зеленый травяной покров), а также от искусственного составления сюжетов, сцен, прямолинейно имитирующих жизненные ситуации, — чучела кур в гнездах, чучела водоплавающих птиц в камышовых зарослях или птиц и зверей в «зимнем лесу» из ваты и веток. Вреден псевдохудожественный подход к натуре, когда в условиях учебных мастерских с постановки пишут, например, сюжет «Тракторист на весенней пахоте». Голубая драпировка имитирует небо, коричневая — пашню, перевернутая вверх швабра — рычаги управления трактором. Деревья, лесополосу, птиц над полем предлагается дорисовать по желанию. К сомнительным учебым средствам, не настраивающим живописца на глубокую образную передачу натуры, следует отнести также муляжи овощей, фруктов и т. п. Когда художник, желая «делать красивее», изображает весну более зеленой, восход более розовым, молодые уста более алыми, он творит безобразие, потому что он лжет. Когда он скрадывает гримасу страдания, дряхлость старости, мерзость разврата, когда он приглаживает природу, стушевывает, наряжает, умеряет ее с целью понравиться публике, он творит безобразие, потому что боится правды.

Постановки должны быть содержательными, с ясной и четко выраженной учебной задачей, и в то же время они должны нести активный нравственно-эстетический заряд, интересным композиционно-пластическим и цветовым характером вызывать у учащихся положительные эмоции, интерес и желание работать, активизировать их познавательную и творческую деятельность.

В качестве модели, особенно в портретных заданиях, желательно подбирать человека с выразительной пластической характеристикой, с ясно выраженными психологическими особенностями и профессиональной принадлежностью. Последнее нередко выявляется или подчеркивается художником через позу, мимику, жест, определенные атрибуты. Однако надо предостеречься от увлечения показом профессиональной принадлежности человека через обилие деталей.

Часто это уводит от главного — от передачи индивидуальных особенностей, а также усложняет задачу достижения живописной цельности и выразительности образа. Надо избегать статичных поз, ракурсов, надуманных жестов. Окружающая среда, жизненные условия, воспитание, профессия формируют человека, приводят в соответствие его внешние и внутренние качества. Поэтому едва ли есть смысл искать в натурщике социально типичные черты, например, тракториста, если он абсолютно далек от этой профессии. По замечанию Б. С. Угарова, жест солдата и балерины различны по существу. Задача художника-реалиста состоит в том, чтобы под соответствующий замысел находить и соответствующую натуру. Нередко модель сама «подсказывает» интересное решение постановки, движения, жеста. В поисках нужной натуры, выявления типичного, характерного в ней художники тратят иногда немало времени и усилий. А. М. Герасимов пишет: «Никогда нельзя модель усаживать сразу в ту позу, которая вам почему-то представляется подходящей.

Первые полчаса, а то и час я сижу, разговариваю с портретируемым. Он за это время будет вставать, ходить и, наконец, сядет так, как для него наиболее характерно, а значит, и так, как вам надо. На Серова жаловалась одна старушка, которую он портретировал: «В пятый раз приезжаю, а он все не пишет, сидим, пьем чай и только». А разве характерную позу сразу уловишь?»

О цельности, живописной гармонии этюда надо заботиться уже в момент организации постановки. Нужно внимательно относиться к каждому компоненту — вводить лишь те предметы, которые помогают выявить характерное (подчеркнуть реальную среду, в которой находится натура), а также соответствуют замыслу, создают красивый тонально-цветовой ритм. Иногда представление о живописности постановки отождествляется с красочностью костюмов, драпировок и другого антуража. В погоне за подобной «живописностью» модель стараются одеть в яркую пеструю одежду с многочисленными украшениями. Чтобы зрительно «уравновесить» цветовую организацию, в постановку вводится все больше компонентов с яркой окраской. Это приводит к дробности, усложнению задач, а нередко и к безвкусице. Написать такую постановку начинающему трудно.

С необыкновенным тактом подходил, например, И. Е. Репин к постановке для своего ученика В. М. Серова. Он сознательно составлял натюрморт из предметов, сближенных по цветовым оттенкам, чтобы воспитать в ученике способность находить и передавать тончайшие живописные отношения в этих сближенных тонах. Аналогичный подход в воспитании живописца можно видеть у многих других художников-педагогов — А. К. Саврасова, К. П. Брюллова, П. П. Чистякова, А. И. Куинджи, В. А. Серова, К. А. Коровина, Б. В. Иогансона, которые умели учить гармонии цветовых отношений, пониманию музыкальной стороны живописи. В организации постановки важное значение имеет умелое использование света. Удачное освещение позволяет с достаточной ясностью и четкостью выявить конструктивные особенности, пластические качества, характер формы, тонально-цветовые отношения натуры, придать ей определенную эмоциональную выразительность, цельность. Падающие тени от одних предметов на другие не должны скрывать больших форм, главного. Насыщенные деталями формы желательно объединить большой тенью или светом. Следует разнообразить условия освещения, место организации постановок, всесторонне использовать принципы контрастного сопоставления. Полезно ставить постановки на активном свету (например, на окне), возле источника света или, наоборот, в глубине комнаты, в затененном месте, при боковом, прямом, верхнем, рассеянном свете, на различном удалении от рисующего. Темные предметы нужно располагать на светлом, светлые на темном, насыщенные по цвету на монохромном фоне и т. п. Такое сопоставление позволяет понять, как при различных условиях освещения, окружения и пространственного удаления натуры изменяется ее общее тонально-цветовое состояние, выразительность, что в свою очередь требует каждый раз иного творческого подхода к решению композиционных, живописно-пластических задач.

Ставить постановку нужно так, чтобы она имела хороший обзор, не теряла своей содержательности, привлекательности с нескольких точек зрения. Надо учиться также успешно решать поставленные задачи не только с кажущихся выгодных мест, при которых натура вроде бы уже «скомпонована», но и путем поиска композиционной, живописно-пластической выразительности этюда, максимального использования ракурса, движения модели, точки отхода, линии горизонта, формата, цветовых характеристик натуры, света и т. д. Во всяком случае, в вопросе выбора места, композиционного решения этюда не должно быть штампа, «сложившихся традиций». Живописец должен варьировать различные подходы, постоянно стремясь к творческому поиску.

В восприятии предмета исключительную роль играет фон. Изменение фона неизбежно влияет на видимый цвет, тон, контрасты, детали, пространственное положение и даже на кажущуюся величину предмета. Как правило, в учебных постановках на первоначальном этапе, особенно в живописи головы, фигуры, чаще используется фон спокойный, простой, светлее или темнее собственных теневых мест натуры, чтобы хорошо, цельно читалась большая форма. В любом случае фон должен быть менее активным, особенно по цвету, деталям, контрастам, нежели первый или второй план натуры. В противном случае для начинающего задача цельности, пространственности этюда (при малой естественной глубине пространства, например, в натюрморте) окажется трудно разрешимой.

Тональные возможности различных красок неодинаковы. Игнорирование этого часто приводит к потере отличительных особенностей и достоинств живописной техники и в конечном счете к неудачам в живописи. Вот почему при выборе предметов для постановки, в решении ее общего тона надо учитывать возможности живописных материалов. Стремление учащихся как можно точнее передать видимые тонально-цветовые характеристики предметов натуры часто приводит к потере в акварели прозрачности, чистоты и мягкости цвета. Цвет становится грязным, глухим, а живопись малопривлекательной, с грубыми ошибками в тоне. Эти недостатки чаще встречаются в том случае, когда постановка организована из предметов с очень темной окраской.

Очень важно также, чтобы постановки иногда ставились коллективно, несколькими учащимися (возможно, под началом опытного педагога). Это будет способствовать развитию творческого мышления, выработке общности взглядов, приобретению педагогического опыта в организации постановок.

При длительном задании можно рекомендовать следующую методику его выполнения. С поставленной модели или натюрморта вначале выполняется кратковременный этюд (0,5—1 час) и несколько композиционных набросков. Затем, если в результате обсуждения в группе и с ведущим преподавателем возникает необходимость каких-либо изменений в постановке, они вносятся. После этого постановка утверждается, и учащиеся приступают к длительному этюду.

Такой подход к выполнению заданий вовсе не подразумевает необходимость ставить новую постановку или радикально ее пересматривать. Этот метод не должен быть также следствием настроения отдельных учащихся: нравится — пишу, не нравится — не буду писать. Такой подход порой необходим, если в начале работы над постановкой замечены недостатки, которые мешают выявлению учебной цели или могут привести к заведомо слабым результатам и напрасной потере времени.