logo search
BILET_po_ekzamenu_IZO

1. Скульптура Древнего Египта. Скульптурный изобразительный канон. Мелкая пластика.

Скульптура Древнего Египта имела ритуальное назначение и связанна с культом мертвых.

Вместе с архитектурой скульптура образовывала ансамбли и была частью храмов и гробниц. Представления древних египтян о вечной жизни предполагали существование и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации и созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения еще при жизни.

В скульптуре так же, как и в живописи, существовали особые каноны. Они установились на ранних этапах египетской истории и сохранялись на протяжении двух тысячелетий. Важная черта египетской скульптуры - ее квадратность. Глядя на статую, вы практически можете увидеть каменный блок, из которого она была вытесана. К ней применим «закон фронтальности», поскольку большинство статуй ставилось возле стены, и предполагалось, что на них будут смотреть, если они вообще выставлены на обозрение, спереди; Почти все линии египетских статуй параллельны или находятся под прямым углом; особенно квадратной была сидячая скульптура. Прямые углы в камнях, прямые ноги, негнущиеся спина и шея; никогда не встречается поворота туловища или головы; все тело выпрямлено.

Еще одна важная черта - тело не изображалось в деталях. Мускулатура едва обозначена; туловище – набор гладких плоскостей, ноги и руки – колонны.

Каноны фиксировали не только форму скульптуры, но и позы и осанку. Особенно строго канон применялся к изображению высокопоставленных персон. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении; дети и животные находились в самом низу, и это одна из причин того, что египетские животные и птицы особенно очаровательны.

Когда царь умирал и на его место короновали другого, устраивалась традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивание его богиней Исидой и его воскресения. Верили, что кроме души и тела есть еще нечто промежуточное – призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая Ка. Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, портрет должен быть очень похожим – иначе как же Ка опознает свой облик?

Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты лица, но выражение лица остается отвлеченным – «идущий в вечность».

В Древнем царстве портреты были – спокойно-бесстрастными.

В период Среднего и особенно Нового царства, многое изменилось: в портретах стал просвечивать характер, угадываться личность.

Знаменит портрет писца Каи. Поджав ноги, расправив плечи и положив на колени свиток, Каи сидит, готовый в любую минуту повиноваться приказаниям своего владыки.

Интересны парные скульптурные портреты супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме.

Мировую известность приобрел скульптурный портрет царицы Нефертити в высоком головном уборе. История сохранила для нас имя скульптора, изваявшего эту прекрасную голову - Тутмес.

Чудесные образцы амарнского стиля (период правления фараона Эхнатона) сохранились в гробнице Тутанхамона.

Мелкая пластика:

В эпоху Среднего царства особенно известка статуэтка девушки (21 век до н. э.), несущей сосуд с жертвенными возлияниями и коробку с дарами. Статуэтка исполнена из дерева и раскрашена. Тонкая ткань облегает фигуру, на шее красуется ожерелье. Жизненность и простота сочетаются с поисками изящества.

Особенно интересна мелкая пластика Нового царства - деревянная ложечка длиной в 30 сантиметров, прелестная головка из голубовато-синего стекла, не превышающая 8 сантиметров, голова из дерева, украшавшая некогда арфу.

Вытянутая шея, выступающий подбородок, крупные губы, прямой нос, массф волос, ниспадающую до самой шеи и как бы возвращающую взгляд зрителя обратно, к отправной точке его "путешествия" по лицу человека - такова небольшая (20 см) деревянная голова тельамарнской школы. Только основное, никаких деталей - и какая выразительность образа, аскетического, болезненного и в то же время устремленного вперед!