3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
В исследованиях скд деятельности для изучения интересов и запросов населения, социального заказа, особенностей населения, эффективности работы учреждений скд, степени социализации, определения основных проблем, стоящих перед людьми и требующих решений с применением скд и т.п. используются социологические методы.
Эмпирическое социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об обследуемом объекте. В зависимости от конкретной задачи исследование может выступать как разведовательное, описательное или аналитическое исследование.
В зависимости от потребности в получении информации о статике или динамике социальных явлений и процессов эмпирические социологические исследования бывают разовые (точечные) или повторные. Повторные исследования, в свою очередь, делятся на трендовые, панельные и лонгитюдные. Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалами во времени с целью изучения изменений на уровне определенной группы. Панельные исследование – это исследования одних и тех же лиц через одинаковые временные интервалы.
В зависимости от масштабов выделяют международные, общенациональные. региональные, отраслевые, локальные исследования. В скд деятельности чаще используются локальные исследования, но порой потребности программирования скд требуют региональных и отраслевых исследований.
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить 3 основные этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); завершающий (обработка и анализ данных, формулирование выводов и рекомендаций). Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Затем эта проблемная ситуация переводится в формулировку проблемы, которую необходимо исследовать. Для этого необходимо провести следующую теоретическую работу: 1) установить реальное наличие данной проблемы (есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему, есть ли учет и статистика по этому показателю, достоверны ли учет и статистика по этому показателю.) 2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной проблемы ит.д. 3)вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики) 4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска; 5)проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу, провести беседы с компетентными людьми.
На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа социологического исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации. Программа социологического исследования обычно включает следующие разделы: теоретические (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий),2 методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных); 3 организационный (план исследования, порядок исследования, распределение людских и финансовых ресурсов). Формирование гипотезы – заключительная часть теоретической подготовки исследования.
Наряду с теоретическим, большое значение в исследовании имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации исследования. Необходимо решить, исследовать весь изучаемый массив или его часть-выборку. В социологии разработана система методов формирования выборочной совокупности: метод типичных случаев или монографическое исследование, статистические методы (квоты), методы случайностей выборки и т.д. Главным результатом процедуры выборки является определение ее объема. Объем выборки рассчитывается по специальным формулам.
При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов: оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекватные или неадеватные поставленной задаче; надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.
Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов, а потому часто встречающимся при планировании скд является метод анализа документов, среди которых используются и публикации в прессе. Существуют самые разнообразные методы анализа документов. В социологии чаще всего используют два метода: неформализованный и формализованный. Неформализованный метод предполагает использование умственных операций, направленных на выявление сущности и содержания документов. Это метод качественного анализа документов. Как альтернатива, а иногда и дополнение способу качественного анализа был разработан формализованный метод количественного анализа или контент-анализ. Этот метод рассчитан на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов. При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.
Однако в большинстве случаев помимо или кроме анализа документов примбегают и к другим методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т.д.
Заключительный этап исследований предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.
Обработка данных включает в себя: редактирование и кодирование информации, создание переменных, статистический анализ.
Применяют самые разные виды группировки в исследовании: группировка при помощи протсого суммирования однородных признаков, благодаря чему определяются абсолютные числа их проявлений в изучаемой совокупности; ранжирование, те.е группироки изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака; шкалирование, т.е. группировка на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы, каждый интервал которой выражает уровень или степень проявления изучаемого признака; табулирование, т.е. построение статистических таблиц.
Группировка социологической информации может быть: по номинальному признаку (род занятий, национальность), по признакам, соответствующим ранговым шкалам, т.е. по возрастающей или по убывающей значимости того или иного признака; по количественному признаку (по возрастным интервалам, по уровню дохода и т.д); аналитический.
- 1.1. Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности
- 5.1. Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II (1762-1796).
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Основные тенденции изменений инфраструктуры социально-культурной сферы на рубеже XXI века.
- 7.2. Особенности информационно-методологического обеспечения культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции социально-культурной деятельности
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации)
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1. Ведущие сферы социально-культурной деятельности,
- 10.2. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 3. Исполнительский
- 1.Этап Сценарно-драматургический.
- 2 Этап работы над программой - «Реализация сценария» (режиссёрско-постановочный).
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности
- 12.1. Социальная информация: вилы, свойства, тенденции развития.
- 12.2. Методика выявления состояния скд
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2. Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ
- II Нормативно-прогнозный
- III Концептуальный
- IV Проектно –планирующий
- V Контрольно-коррекционный
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью.
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1.Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.
- 16.2.Нормативно-правовое,экономическоеиорганизационноеобеспечениедеятельности общественных объединений .
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд
- 18.2.Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества.
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально культурных традиций как важнейшего направления социально-культурной деятельности.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы социально-культурной деятельности
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности
- 22.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ на отдельном листе
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития на отдельном листе
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.
- 27.2:Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль социально-культурной деятельности в становлении и развитии гражданского общества.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.