Познание как отражение действительности
Понятия «сознание», «мышление», «познание», «дух», «интеллект» и т. п. – фиксируют свойства и признаки множества явлений одного порядка, но не являются синонимами, поскольку акцентируют внимание на разные аспекты и стороны одного и того же процесса.
Понятие сознания выражает феномен активно-творческого отношения человека к миру вообще, фиксируя специальным образом лишь самые общие черты проблемы – историческое происхождение духовной деятельности, меру зависимости ее содержания от внешней действительности, основные способы осуществления и формы проявления, критерии оценки содержания и пр. Познание, таким образом, можно определить как «сознание в действии», как процесс последовательного целенаправленного движения индивидуального и коллективного знания. Общая цель познания при этом – постижение истины, и достижение этой цели – результат «правильно» направленной деятельности мышления.
Краеугольным камнем понимания познания и, соответственно, основой его исследования является положение о сознании как активно-творческом отражении действительности. Максимальную сложность проблеме придает необходимость объяснения творческой сущности мышления. Понятие «творчество» подчеркивает неоднозначность ответной реакции сознания на внешние воздействия. Знаменитый вопрос Понтия Пилата, обращенный к Иисусу Христу, «Что есть истина?» – не случайно является «вечным» вопросом философии во все времена. Если мышление «неоднозначно по определению», то можно ли верить в его достоверность даже при условии наличия цели мышления?
Существует проблема предмета научного исследования. Для научного познания основными положениями считаются: признание существования объекта исследования; признание наличия у него определенных аспектов, интересующих нас в соответствии с нашими целями и задачами; и рассмотрение познания как отражения объекта субъектом познания посредством понятий, суждений и умозаключений, включая специальные понятия науки, модели, гипотезы, законы, принципы и теории разного рода.
Следует отметить и то, что во всех описываемых процессах исследователь, проектировщик, практик имеют дело не столько с самими объектами, сколько с их отражениями – своими восприятиями, показаниями приборов и различными описаниями – информацией об объектах. В ходе логической обработки фактов познания и конструируемых моделей исследователь, конструктор или практик стремятся понять и отобразить объективные связи между явлениями, свойствами и характеристиками, в том числе те, которые недоступны непосредственному наблюдению. А это значит, что в ходе логической обработки наблюдаемых фактов и моделей идеального порядка они должны конструировать понятия и логические структуры, соответствующие глубинным объективным сущностям и их связям. Такие понятия и структуры выражают внутреннюю сущность объектов, какими бы они ни были по природе.
При этом строятся схемы, чертежи, графики, натурные и теоретические модели, используются специальная символика, математические уравнения, компьютерные отображения разного рода («виртуальная реальность») и т. д.
Истина в таком случае определяется как верное, правильное отражение действительности в сознании общества и человека и представляет собой такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Все то в наших мыслях, что соответствует природе вещей, а не определяется нашими заблуждениями, предрассудками и пристрастиями, есть истина.
- Философия
- Содержание
- Глава 1
- Мировоззрение как предмет философии
- Уровни мировоззрения
- Содержание мировоззрения
- Формы мировоззрения
- Типы философских построений. Классификация философских теорий
- Эволюция философского знания
- Методы философии
- Метафизический метод мышления
- Диалектический метод мышления
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 2
- Философия жизни
- Философия воли
- Философия интуиции
- Экзистенциализм
- Психоанализ. Фрейдизм и неофрейдизм
- Феноменология
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 3
- Натурфилософия
- Учение о материи
- Современная научная картина мира
- Ограниченность реляционной модели
- Учение о бытии
- Движение и развитие. Пространство и время
- Релятивистская модель реальности
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 4
- Понятие социальной системы
- Культура как сущность социума
- Ноосфера как способ жизнедеятельности социума
- Цивилизация как этап в развитии социума
- Философия истории
- Ценности как элементы культуры
- Структура социальной системы
- Язык как знаковая система
- Измерение ценностей
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 5
- Предмет социальной философии
- Индивидуальная жизнь людей
- Социальная структура общества
- Политическая жизнь общества
- Экономическая жизнь общества
- Духовная жизнь общества
- Структура общественного сознания
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 6
- Познание как отражение действительности
- Субъект и объект познания
- Источник знаний. Эмпиризм и рационализм
- Практика
- Эмпирические методы исследования
- Теоретические методы исследования
- Формы познания
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 7
- Наука как социальный институт
- Наука эпохи Античности
- Наука средневековья, эпохи готики
- Наука эпохи Возрождения
- Наука эпохи Просвещения
- Наука эпохи классицизма
- Наука современной эпохи
- «Философия науки» как школа историков науки
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 8
- Предмет философии техники
- Современная трактовка понятия техники
- Этапы развития техники
- Техника и инженерия. Техника и технология
- Техносфера
- Информационное общество
- Техногенная культура
- Гуманистические проблемы техники
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 9
- Определения человека
- Социальная сущность человека
- Асимптоты человеческого существования
- Социализация индивида
- Философские аспекты проблемы сознания
- Антропогенез. Появление сознания
- Структура индивидуального сознания
- Свобода воли человека
- Смысл жизни и достоинство смерти
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Крюков Виктор Васильевич