logo
Крюков_Философия

Ноосфера как способ жизнедеятельности социума

Понятие «ноосфера» (от греч. noos – разум и spheros – шар, оболочка) ввел в науку русский ученый Владимир Вернадский. Он был по специальности геохимиком и, читая лекции в Сорбонне в 1918 году, говорил о том, что человечество существенно изменило химический состав геосферы и биосферы. Так, он приводил в пример производст­во алюминия, который в природе вообще не встречается в чистом ви­де, тогда как в начале XX века его уже было получено порядка многих тысяч тонн. Идею Вернадского подхватили и развили французские ученые – палеонтолог Шарль Тэйяр де Шарден и геолог Поль Леруа. Они показали своими исследованиями то, как радикально меняются ландшафт, рельеф, физический и химический состав, разнообразие видов флоры и фауны на поверхности Земли в результате деятельности человека.

Позднее сам Вернадский вернулся к проблеме воздействия человека на природную среду и сформулировал идею о том, что человек своей деятельностью превращает в часть социальной системы все, с чем соприкасается. Вспомним знаменитый древний миф о царе Лидии Мидасе, который упросил богов наделить его даром превращать в золото все, к чему он притронется. Боги имели злой юмор и выполнили желание Мидаса: он умер от голода и жажды, поскольку пища и вино, которых он касался, тут же становились золотыми.

Вместе с тем идея Вернадского состояла в том, что рано или поздно человечество полностью овладеет природными силами и само станет распоряжаться ими по своей потребности. Естественное человек превратит в искусственное. В идеях Вернадского есть большой смысл: ведь нас действительно окружает преимущественно рукотворный мир. Мы живем в городах, работаем на заводах, ходим по асфальтированным улицам, носим одежду и обувь, питаемся мясом домашнего скота и хлебом из культурных злаков, донашиваем детей в инкубаторах и вживляем в свое тело протезы – даже сердце! Мы создали огромное количество веществ, которых нет в природе – мы уже живем преимущественно в мире синтетики: носим капрон, спим на поролоне, от холода кутаемся в синтепон, имплантируем себе силиконовые мышцы или нейлоновые сосуды. В конце концов мы сами – люди – искусственные существа, поскольку не рождаемся разумными, а становимся таковыми: но об этом позже – в главе «Философия человека».