Ноосфера как способ жизнедеятельности социума
Понятие «ноосфера» (от греч. noos – разум и spheros – шар, оболочка) ввел в науку русский ученый Владимир Вернадский. Он был по специальности геохимиком и, читая лекции в Сорбонне в 1918 году, говорил о том, что человечество существенно изменило химический состав геосферы и биосферы. Так, он приводил в пример производство алюминия, который в природе вообще не встречается в чистом виде, тогда как в начале XX века его уже было получено порядка многих тысяч тонн. Идею Вернадского подхватили и развили французские ученые – палеонтолог Шарль Тэйяр де Шарден и геолог Поль Леруа. Они показали своими исследованиями то, как радикально меняются ландшафт, рельеф, физический и химический состав, разнообразие видов флоры и фауны на поверхности Земли в результате деятельности человека.
Позднее сам Вернадский вернулся к проблеме воздействия человека на природную среду и сформулировал идею о том, что человек своей деятельностью превращает в часть социальной системы все, с чем соприкасается. Вспомним знаменитый древний миф о царе Лидии Мидасе, который упросил богов наделить его даром превращать в золото все, к чему он притронется. Боги имели злой юмор и выполнили желание Мидаса: он умер от голода и жажды, поскольку пища и вино, которых он касался, тут же становились золотыми.
Вместе с тем идея Вернадского состояла в том, что рано или поздно человечество полностью овладеет природными силами и само станет распоряжаться ими по своей потребности. Естественное человек превратит в искусственное. В идеях Вернадского есть большой смысл: ведь нас действительно окружает преимущественно рукотворный мир. Мы живем в городах, работаем на заводах, ходим по асфальтированным улицам, носим одежду и обувь, питаемся мясом домашнего скота и хлебом из культурных злаков, донашиваем детей в инкубаторах и вживляем в свое тело протезы – даже сердце! Мы создали огромное количество веществ, которых нет в природе – мы уже живем преимущественно в мире синтетики: носим капрон, спим на поролоне, от холода кутаемся в синтепон, имплантируем себе силиконовые мышцы или нейлоновые сосуды. В конце концов мы сами – люди – искусственные существа, поскольку не рождаемся разумными, а становимся таковыми: но об этом позже – в главе «Философия человека».
- Философия
- Содержание
- Глава 1
- Мировоззрение как предмет философии
- Уровни мировоззрения
- Содержание мировоззрения
- Формы мировоззрения
- Типы философских построений. Классификация философских теорий
- Эволюция философского знания
- Методы философии
- Метафизический метод мышления
- Диалектический метод мышления
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 2
- Философия жизни
- Философия воли
- Философия интуиции
- Экзистенциализм
- Психоанализ. Фрейдизм и неофрейдизм
- Феноменология
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 3
- Натурфилософия
- Учение о материи
- Современная научная картина мира
- Ограниченность реляционной модели
- Учение о бытии
- Движение и развитие. Пространство и время
- Релятивистская модель реальности
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 4
- Понятие социальной системы
- Культура как сущность социума
- Ноосфера как способ жизнедеятельности социума
- Цивилизация как этап в развитии социума
- Философия истории
- Ценности как элементы культуры
- Структура социальной системы
- Язык как знаковая система
- Измерение ценностей
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 5
- Предмет социальной философии
- Индивидуальная жизнь людей
- Социальная структура общества
- Политическая жизнь общества
- Экономическая жизнь общества
- Духовная жизнь общества
- Структура общественного сознания
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 6
- Познание как отражение действительности
- Субъект и объект познания
- Источник знаний. Эмпиризм и рационализм
- Практика
- Эмпирические методы исследования
- Теоретические методы исследования
- Формы познания
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 7
- Наука как социальный институт
- Наука эпохи Античности
- Наука средневековья, эпохи готики
- Наука эпохи Возрождения
- Наука эпохи Просвещения
- Наука эпохи классицизма
- Наука современной эпохи
- «Философия науки» как школа историков науки
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 8
- Предмет философии техники
- Современная трактовка понятия техники
- Этапы развития техники
- Техника и инженерия. Техника и технология
- Техносфера
- Информационное общество
- Техногенная культура
- Гуманистические проблемы техники
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 9
- Определения человека
- Социальная сущность человека
- Асимптоты человеческого существования
- Социализация индивида
- Философские аспекты проблемы сознания
- Антропогенез. Появление сознания
- Структура индивидуального сознания
- Свобода воли человека
- Смысл жизни и достоинство смерти
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Крюков Виктор Васильевич