Наука эпохи Возрождения
Возрождение, или Ренессанс, пришлось на XV–XVI века и выражалось в возвращении к идеалам античной культуры, оттеснении церкви и религиозной идеологии от главенства в духовной культуре общества, обращении к светским, гражданским доминантам в общественной жизни. Эта тенденция ярче всего выразилась в движении гуманистов. Гуманизм (от лат. humanum – человек) проявился в том, что с потусторонних, божественных сюжетов общественное внимание переключилось на земные, посюсторонние дела и проблемы человека. Как писал в знаменитом гуманистическом манифесте «Речь о достоинстве человека» выдающийся итальянский мыслитель Пико делла Мирандола, «Человек не раб божий, а образ и подобие божие, наместник Бога на земле, и поэтому человек – царь природы и всего в ней сущего, кое Господь предоставил человеку во владение».
Человек, как и Господь, прежде всего творец, и эта его способность ярче всего проявляется в искусстве. Именно искусство становится ведущей формой общественного сознания эпохи, а эстетические ценности доминируют в мировоззрении людей того времени. Ренессанс был золотым веком искусства, когда непревзойденные по сей день титаны Возрождения – великие поэты, писатели, художники создавали шедевры (от фр. – «венец труда») – выдающиеся произведения искусства. Таковы были поэты: Джованни Боккаччо и его поэма «Декамерон», Данте Алигьери и его «Божественная комедия»; писатели: Франсуа Рабле и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» или Эразм Роттердамский и его трактат «Похвала глупости»; драматург Вильям Шекспир и его театр «Глобус»; художники Рафаэль Санти, Микельанджело Буонаротти, наконец Леонардо да Винчи, чья «Мона Лиза» («Джоконда») и сегодня признается лучшей картиной «всех времен и народов». В эпоху Возрождения знамениты были и искусные ремесленники, работы которых граничили с искусством. Это ювелир Бенвенутто Челлини, мастера по изготовлению струнных музыкальных инструментов семейства Амати, Гварнери или гений Антонио Страдивари, тайна которого в изготовлении скрипок не раскрыта по сей день.
Специфика философии в эпоху Возрождения – антропоцентризм (от греч. anthropos – человек), поскольку философы также рефлектируют гуманистическую проблематику. В русле гуманистического направления они создали учения гилозоизма (от греч. hile – целиком, и zoya – жизнь), согласно которому вся природа есть живое существо; панпсихизма (от греч. pan – всё и psiheya – душа), согласно которому природа одушевлена и разумна; наконец, материалистическая философская линия проявилась в пантеизме (от греч. pan – всё и theos – Бог): в этой версии ставится знак равенства между Богом и Природой, когда мир рассматривается по аналогии с человеком в единстве души – Бога и тела – природы. Именно пантеизм был признан церковью еретическим учением, поскольку Бог в этой версии не является персоной, личностью и поэтому не может быть ни создателем-творцом, ни демиургом-управителем мира, и есть лишь безличное ratio – разумное начало всего сущего. Именно за эту ересь в 1600 году был сожжен на костре на Площади Цветов в Риме итальянский мыслитель Джордано Бруно.
Представитель пантеистической философии Николай Кузанский (Николас Кребс) применял понятия математики для иллюстрации тождества Бога и природы. Так, при бесконечном радиусе окружности совпадают противоположности, характеризующие ее свойства: кривая линия становится прямой, поскольку кривизна стремится к нулю, а центром окружности может быть любая точка внутри круга. Николай оперирует понятием предела как возможного совершенства и тождества крайностей в бесконечности задолго до появления этих понятий в математическом анализе. Тем самым он использует формы диалектического мышления.
Тот же Джордано Бруно впервые в истории философии и науки выдвинул идею о множественности миров, согласно которой звезды на небе суть такие же светила, как наше Солнце, и кажутся нам светящимися точками лишь потому, что находятся очень далеко от нас. В своей принципиально новой космологии Бруно опирался на гелиоцентрическую модель Вселенной, предложенную в качестве гипотезы польским астрономом Николаем Коперником в XV веке, причем система Коперника отличалась от модели Птолемея лишь положением Земли и Солнца: относительно звезд ему ничего, подобного идее Джордано, в голову не приходило.
Однако глубоких идей в эпоху Возрождения в науке было немного, зато было множество открытий и изобретений, часть которых оказала огромное влияние на развитие европейской культуры, а часть – далеко опередила свое время. Поскольку главной фигурой в науке Ренессанса был инженер, изобретатель, конструктор, то можно утверждать, что наука эпохи Возрождения имела практический характер.
Крупнейшие открытия этой эпохи были сделаны в географии. Благодаря изобретению компаса, астролябии, секстанта стали возможными дальние плавания, а постройка больших морских кораблей позволила плыть в Океан. Так были открыты Америка экспедициями Христофора Колумба, морской путь в Индию плаванием кораблей Васко да Гамы, совершено открытие Тихого океана кругосветной экспедицией Фернана Магеллана.
Самые значимые для науки изобретения – это зрительная труба и затем телескоп лорда Гарвея, усовершенствованный впоследствии Галилеем и Ньютоном; увеличительные линзы голландца Левенгука, с помощью которых был открыт мир микроорганизмов, а затем создан микроскоп. Огромное значение имело изобретение печатного станка немцем Гутенбергом, из которого впоследствии развилось книгопечатание и далее печатная периодика. На военные стратегию и тактику, вооружение и саму армию радикально повлияло изобретение монахом Бертольдом Шварцем пороха и дальнейшие разработки огнестрельного оружия: пушки сделали бесполезными рыцарскую конницу и защитные башни феодальных крепостей и замков.
В качестве изобретений, опередивших свое время и реализованных значительно позже, перечислим лишь те, что были найдены в набросках и чертежах великого не только художника, но и ученого – Леонардо да Винчи. Это акваланг, танк, дельтаплан, вертолет, подводная лодка! Какой был бы технический скачок вперед, если бы все это нашло практическое применение!
- Философия
- Содержание
- Глава 1
- Мировоззрение как предмет философии
- Уровни мировоззрения
- Содержание мировоззрения
- Формы мировоззрения
- Типы философских построений. Классификация философских теорий
- Эволюция философского знания
- Методы философии
- Метафизический метод мышления
- Диалектический метод мышления
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 2
- Философия жизни
- Философия воли
- Философия интуиции
- Экзистенциализм
- Психоанализ. Фрейдизм и неофрейдизм
- Феноменология
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 3
- Натурфилософия
- Учение о материи
- Современная научная картина мира
- Ограниченность реляционной модели
- Учение о бытии
- Движение и развитие. Пространство и время
- Релятивистская модель реальности
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 4
- Понятие социальной системы
- Культура как сущность социума
- Ноосфера как способ жизнедеятельности социума
- Цивилизация как этап в развитии социума
- Философия истории
- Ценности как элементы культуры
- Структура социальной системы
- Язык как знаковая система
- Измерение ценностей
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 5
- Предмет социальной философии
- Индивидуальная жизнь людей
- Социальная структура общества
- Политическая жизнь общества
- Экономическая жизнь общества
- Духовная жизнь общества
- Структура общественного сознания
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 6
- Познание как отражение действительности
- Субъект и объект познания
- Источник знаний. Эмпиризм и рационализм
- Практика
- Эмпирические методы исследования
- Теоретические методы исследования
- Формы познания
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 7
- Наука как социальный институт
- Наука эпохи Античности
- Наука средневековья, эпохи готики
- Наука эпохи Возрождения
- Наука эпохи Просвещения
- Наука эпохи классицизма
- Наука современной эпохи
- «Философия науки» как школа историков науки
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 8
- Предмет философии техники
- Современная трактовка понятия техники
- Этапы развития техники
- Техника и инженерия. Техника и технология
- Техносфера
- Информационное общество
- Техногенная культура
- Гуманистические проблемы техники
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 9
- Определения человека
- Социальная сущность человека
- Асимптоты человеческого существования
- Социализация индивида
- Философские аспекты проблемы сознания
- Антропогенез. Появление сознания
- Структура индивидуального сознания
- Свобода воли человека
- Смысл жизни и достоинство смерти
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Крюков Виктор Васильевич