«Философия науки» как школа историков науки
Сущность науки, закономерности ее эволюции, специфика собственно научного знания и характер познавательной деятельности стали специальным предметом исследования группы философов – методологов и науковедов, получивших общее наименование «историки науки». К этой группе принадлежали Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос, Джозеф Агасси и др.
Томас Сэмюэл Кун в знаменитой книге «Структура научных революций» предложил отказаться от образа науки как нормативной системы знаний и заменить его образом науки как поля деятельности научных сообществ. Специфика этого образа состояла в том, что факторы развития науки ставились в функциональную зависимость от доминирующего в среде ученых способа деятельности – парадигмы (от греч. paradeygma – образец) научного знания, которой подражают как своеобразной моде и следуют ей как актуальной «дисциплинарной матрице».
Эволюция науки какое-то время идет в рамках влияния парадигмы на стадии нормальной науки, пока она не исчерпает себя, не будет отвергнута новыми фактами или же пока не сформируется новое конкурентное научное сообщество, способное предложить альтернативную парадигму. Тогда наступает период научной революции. Философский смысл модели Куна заключался в критике статичности критериев рациональности, претензий на «вечность» и «абсолютность» научных истин, и в справедливости этой критики убеждает история науки как история не только открытий, но и заблуждений.
Поль Карл Фейерабенд, профессор Калифорнийского университета (Беркли, США) в противовес принципу кумулятивизма, т. е. накопления и сосредоточения знаний, выдвигал идею о том, что рост знаний происходит в результате пролиферации (умножения) научных теорий, которые являются несопоставимыми, логически не связанными, использующими принципиально разные методы и понятия. Философ стоял на позиции теоретического и методологического плюрализма, считал, что в развитии науки наиболее плодотворны столкновение и конкуренция альтернатив, возможно множество различных, но равноправных научных теорий, и именно это обстоятельство способствует успешной эволюции науки и качественному обновлению знаний в унисон с запросами меняющегося общества.
Имре Лакатос, британский философ венгерского происхождения, разработал оригинальную концепцию развития науки как борьбу и смену исследовательских программ, предлагающих рецептурные способы развертывания «теоретического ядра» программы в непрерывную серию процедур исследования, приводящих к положительным результатам: эту стратегию Лакатос называет позитивной эвристикой (от архимедовского «Эврика!»). Напротив, исследовательская программа предлагает описание ситуаций и решений, которых следует избегать: эту стратегию философ назвал негативной эвристикой. Продуктивной научная теория может быть тогда и только тогда, когда она располагает набором эвристических методик и способна защищать себя от критики, выдвигая сильные защитные идеи.
Джозеф Агасси – израильский философ и историк науки, профессор Тель-Авивского университета, работал также в университетах США и Канады. Рассматривая в широком контексте от философии культуры до философской антропологии традиционные проблемы философии науки, такие как размежевание науки и метафизики, он дополняет этот контекст проблемой демаркации науки и технологии, усматривая в запросах техносферы мощный фактор эволюции науки как в ее содержании, так и в организации.
Особую актуальность в философии науки приобретают проблемы, связанные с процессами гуманизации и гуманитаризации знания, что проявляется в распространении философско-методологического анализа на сферы социальных и гуманитарных наук, а также на области донаучных, ненаучных, вненаучных и прочих видов познавательной деятельности. К тому же кроме идеала рациональности современная философия науки рассматривает эвристическое значение иррациональных элементов знания и ищет место интуиции, внелогическим и ценностным формам выражения научных идей.
- Философия
- Содержание
- Глава 1
- Мировоззрение как предмет философии
- Уровни мировоззрения
- Содержание мировоззрения
- Формы мировоззрения
- Типы философских построений. Классификация философских теорий
- Эволюция философского знания
- Методы философии
- Метафизический метод мышления
- Диалектический метод мышления
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 2
- Философия жизни
- Философия воли
- Философия интуиции
- Экзистенциализм
- Психоанализ. Фрейдизм и неофрейдизм
- Феноменология
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 3
- Натурфилософия
- Учение о материи
- Современная научная картина мира
- Ограниченность реляционной модели
- Учение о бытии
- Движение и развитие. Пространство и время
- Релятивистская модель реальности
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 4
- Понятие социальной системы
- Культура как сущность социума
- Ноосфера как способ жизнедеятельности социума
- Цивилизация как этап в развитии социума
- Философия истории
- Ценности как элементы культуры
- Структура социальной системы
- Язык как знаковая система
- Измерение ценностей
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 5
- Предмет социальной философии
- Индивидуальная жизнь людей
- Социальная структура общества
- Политическая жизнь общества
- Экономическая жизнь общества
- Духовная жизнь общества
- Структура общественного сознания
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 6
- Познание как отражение действительности
- Субъект и объект познания
- Источник знаний. Эмпиризм и рационализм
- Практика
- Эмпирические методы исследования
- Теоретические методы исследования
- Формы познания
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 7
- Наука как социальный институт
- Наука эпохи Античности
- Наука средневековья, эпохи готики
- Наука эпохи Возрождения
- Наука эпохи Просвещения
- Наука эпохи классицизма
- Наука современной эпохи
- «Философия науки» как школа историков науки
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 8
- Предмет философии техники
- Современная трактовка понятия техники
- Этапы развития техники
- Техника и инженерия. Техника и технология
- Техносфера
- Информационное общество
- Техногенная культура
- Гуманистические проблемы техники
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 9
- Определения человека
- Социальная сущность человека
- Асимптоты человеческого существования
- Социализация индивида
- Философские аспекты проблемы сознания
- Антропогенез. Появление сознания
- Структура индивидуального сознания
- Свобода воли человека
- Смысл жизни и достоинство смерти
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Крюков Виктор Васильевич