Метафизический метод мышления
Этот метод ругали все, кому не лень, за то что он предполагает постоянное, неизменное состояние объекта. Но ведь это всегда правильно: говоря о некоторой вещи, мы должны считать ее одной и той же! Слово «метафизика» (от греч. «после физики») придумал Андроник Александрийский, который взялся систематизировать все труды Аристотеля. Трактаты о природе он назвал «физикой», а трактаты об основаниях и причинах соответственно «метафизикой». Основанием метафизического метода мышления стала формальная логика («форма» – внешность, «логос» – слово) великого мыслителя античности Аристотеля. Он создал учение о правильных формах мышления, которые не зависят от содержания наших мыслей. О чем бы мы ни рассуждали, если мы будем следовать правилам, то результаты наших рассуждений будут правильными.
Аристотель сформулировал принципы формальной логики. Принципами называют исходные положения или аксиомы, которые принимаются без доказательств. Это первоначальные правила. Их в формальной логике три.
Принцип тождества: нельзя говорить одно и то же о разном; рассуждая, говори всегда об одном и том же предмете.
Принцип непротиворечия: нельзя говорить разное об одном и том же; нельзя что-то утверждать и это же отрицать одновременно.
Принцип исключенного третьего: говорить надо что-то одно: либо «да», либо «нет». Что сверх того – то от Лукавого!
Прекрасные правила! Если бы они работали…
Увы! Еще в древности обнаружились парадоксы (от греч. paradoxos – неожиданный, странный). Самый знаменитый – парадокс Лжеца. «Все Критяне – лжецы», – сказал критянин Эпименид. Но, поскольку он сам критянин, он солгал. Следовательно, критяне – не лжецы. Но тогда Эпименид сказал правду, и, следовательно, все критяне – лжецы, и т. д.
Этот парадокс разрешается легко: некоторые критяне – не лжецы. Но когда появилась математическая теория множеств Георга Кантора и в ней обнаружился знаменитый парадокс Рассела, то стало понятно: в математике не все правильно! Не будем обращаться к формулам теории множеств, но приведем следующий пример. В воинской части служит парикмахер, которому отдан приказ: он обязан брить тех и только тех военнослужащих, которые не бреются сами. Вопрос: должен ли он брить самого себя? Нет ответа. Парадокс Рассела!
К исследованиям проблемы парадоксов прибавились исследования таких знаменитых логиков, как Джон Буль и Джон Стюарт Милль. Они создали модальные и многозначные логики. Далее можно говорить о тысячах математиков и логиков, которые сделали логику частью математики, а математику превратили в логику.
- Философия
- Содержание
- Глава 1
- Мировоззрение как предмет философии
- Уровни мировоззрения
- Содержание мировоззрения
- Формы мировоззрения
- Типы философских построений. Классификация философских теорий
- Эволюция философского знания
- Методы философии
- Метафизический метод мышления
- Диалектический метод мышления
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 2
- Философия жизни
- Философия воли
- Философия интуиции
- Экзистенциализм
- Психоанализ. Фрейдизм и неофрейдизм
- Феноменология
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 3
- Натурфилософия
- Учение о материи
- Современная научная картина мира
- Ограниченность реляционной модели
- Учение о бытии
- Движение и развитие. Пространство и время
- Релятивистская модель реальности
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 4
- Понятие социальной системы
- Культура как сущность социума
- Ноосфера как способ жизнедеятельности социума
- Цивилизация как этап в развитии социума
- Философия истории
- Ценности как элементы культуры
- Структура социальной системы
- Язык как знаковая система
- Измерение ценностей
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 5
- Предмет социальной философии
- Индивидуальная жизнь людей
- Социальная структура общества
- Политическая жизнь общества
- Экономическая жизнь общества
- Духовная жизнь общества
- Структура общественного сознания
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 6
- Познание как отражение действительности
- Субъект и объект познания
- Источник знаний. Эмпиризм и рационализм
- Практика
- Эмпирические методы исследования
- Теоретические методы исследования
- Формы познания
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 7
- Наука как социальный институт
- Наука эпохи Античности
- Наука средневековья, эпохи готики
- Наука эпохи Возрождения
- Наука эпохи Просвещения
- Наука эпохи классицизма
- Наука современной эпохи
- «Философия науки» как школа историков науки
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 8
- Предмет философии техники
- Современная трактовка понятия техники
- Этапы развития техники
- Техника и инженерия. Техника и технология
- Техносфера
- Информационное общество
- Техногенная культура
- Гуманистические проблемы техники
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 9
- Определения человека
- Социальная сущность человека
- Асимптоты человеческого существования
- Социализация индивида
- Философские аспекты проблемы сознания
- Антропогенез. Появление сознания
- Структура индивидуального сознания
- Свобода воли человека
- Смысл жизни и достоинство смерти
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Крюков Виктор Васильевич