logo
Крюков_Философия

Типы философских построений. Классификация философских теорий

Философия существует уже три тысячи лет. В европейской культуре она возникла в конце VII века до н. э. в Древней Греции. За двадцать шесть веков развития философского мировоззрения были созданы многие десятки философских школ, учений, теорий; сотни выдающихся и великих мыслителей внесли свой оригинальный и неповторимый вклад в копилку философского знания. Как разобраться в многообразии философских построений, различных мировоззренческих идей, альтернативных и нередко противоположных по смыслу и конкурирующих друг с другом философских теорий?

Критерий оценки тех или иных философских позиций предложил в своих «Лекциях по истории философии» великий немецкий философ XIX века Георг Вильгельм Фридрих Гегель: определить место той или иной теории можно в соответствии с тем, как она решает проблему отношения мышления к бытию. Другой немецкий мыслитель того же века, классик марксистской философии Фридрих Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» назвал эту проблему основным вопросом философии и сформулировал ее следующим образом: «Великий основной вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос о том, что первично: материя или сознание, бытие или мышление, природа или дух?» Еще одна постановка вопроса звучит так: «Создан ли мир Богом, или он существует от века?» Иначе говоря, первичность не сводится к ответу «раньше – позже», а означает начало и причину, основание и сущность.

В соответствии с тем, как философы отвечают на основной вопрос философии, они могут быть отнесены к одному из направлений философской мысли.

Тех, кто считал, что первична материя, природное начало, причислили к материалистам в таких сменявших одна другую формах, как натуралистический материализм античности, метафизический материализм средневековья, механистический материализм Нового времени и диалектический материализм ХIХ–ХХ веков. По имени крупнейшего материалиста Древней Греции материализм называют линией Демокрита в философии.

Тех, кто решал основной вопрос философии в пользу сознания, идеального начала, духовной сущности мира, отнесли к идеалистам в таких формах философии, как объективный идеализм, утверждавший существование духовной сущности вне человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи и тому подобного; и субъективный идеализм, полагавший первичным и в смысле существования, и в смысле познания сознание самого человека. По имени крупнейшего идеалиста Древней Греции идеализм называют линией Платона в философии, а субъективный идеализм связывают с именем его первого представителя – английского философа XVII века Джорджа Беркли.

Основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание представляют собой изначальные сущности и не могут быть сведены друг к другу. Каждая из них независима, и в действительности они занимают равное место. Такая позиция получила наименование дуализма и встречалась в истории философии гораздо реже, чем материализм и идеализм, которые, утверждая принцип единства мира, могут быть охарактеризованы как монизм, монистическая философия (от лат. mono – один). Ярким представителем дуализма был французский философ XVII века Рене Декарт.

Возможен и такой вариант ответа на основной вопрос философии, в котором утверждается наличие множества первоначал, в предельном случае – множества неограниченного. Такое решение получило название плюрализма (от лат. pluralis – множественный) и было предложено один лишь раз за всю историю философии великим немецким мыслителем XVII века Готтфридом Лейбницем.

Еще одна проблема, а именно: «Познаваем ли мир? Способен ли человек правильно и со всей возможной глубиной постичь сущность окружающей его действительности?» получила в уже упоминавшейся выше работе Энгельса наименование второй стороны основного вопроса философии, поскольку речь идет о взаимосвязи и единстве бытия и мышления. Этот вопрос допускает два ответа: «мир познаваем», и такое решение называют гносеологическим оптимизмом (греч. gnoseo – знаю); и «мир непознаваем» – гносеологический пессимизм, или агностицизм, яркими представителями которого были шотландский философ XVII века Давид Юм и родоначальник немецкой классической философии XIX века Иммануил Кант.

Варианты решения как первой, так и второй стороны основного вопроса философии представляют собой основные типы философских построений, а частные решения в рамках каждого из типов решений составляют дальнейшую классификацию философских теорий.