Социализация индивида
Воспитание человека – это процесс, начинающийся в младенчестве и не прекращающийся в течение всей жизни. Протекает этот процесс как последовательное освоение индивидом основных элементов социальной системы. В концепции воспитания видного швейцарского детского психолога Жана Пиаже оно протекает в ряду последовательных стадий.
Процесс освоения социальности начинается с овладения, во-первых, своим собственным телом, когда шаг за шагом вырабатываются человеческие поза и осанка, походка и действия руками и пальцами, мимика и жестикуляция. Овладение телом может продолжаться всю жизнь в виде занятий физкультурой и спортом, закаливанием и оздоровительными комплексами, наконец – специальными методами аутотренинга, самовнушения и медитации.
Следующей, второй ступенью социализации индивида становится освоение вещей. Начинается этот процесс с манипулирования предметами обихода – игрушками, одеждой, посудой, мебелью. Продолжается научением пользоваться инструментами – иглой и молотком, приборами – плитой и телевизором. Осваиваются маршруты движения по улице: детский сад, магазин или школу. И далее социализация развивается как овладение многообразными природными и социальными объектами в качестве предметов труда с превращением их в предметы потребления.
Генетически третьей ступенью социализации индивида становится овладение знаками как заместителями, репрезентантами вещей. Причем необходимо подчеркнуть, что освоение знаков обусловлено предметной деятельностью, которая не просто предшествует знаковой деятельности по определению, но только и исключительно может формировать смысловые контексты знаковых систем: владение вещью предшествует владению словом. Освоение знаков происходит в форме овладения языком, разговорной речью, и на этой основе впоследствии будут надстроены другие языки: письменность, формулы и чертежи, разнообразная символика, искусственные и иностранные языки.
Наконец, в-четвертых, социализация индивида развертывается как освоение им общественных институтов, учреждений, в которых уже сам человек выполняет знаковые функции, играет ту или иную социальную роль. Вообще любая общественная организационная форма может быть определена как относительно замкнутая и автономная совокупность социальных ролей, в которых человек выступает как превращенная форма персонифицированной предметности, как внешним образом зафиксированная матрица, стереотип человеческого поведения, принявший статус социального образца и ставший в силу этого нормой. Таковы должности, степени, звания, статусы. Каждый человек ведет себя определенным образом в соответствующей ситуации: на улице как пешеход, в транспорте как пассажир, дома как муж или жена, отец или мать. Один стандарт поведения в кабинете начальника и совсем другой – в толпе на трибуне стадиона.
В каждой социальной роли человеку надлежит вести себя внешне предписанным образом. Освоение институциональной предметности начинается в форме ролевых игр: в маму и детей, в тетю врача, в дядю космонавта. Продолжается как живое непосредственное участие в реальных социальных формах: сын или дочь в семье, ученик в школе, форвард в спортивной команде, солист в хоре, студент в университете. И не заканчивается до конца жизни.
Кроме того, колоссально расширяются возможности освоения человеком окружающего мира, если учесть, что по типу реальных взаимодействий в духовном мире личности строится множество идеальных моделей: мысленно он может представить себя в другом облике; в самых различных возможных и невозможных ситуациях; в любой, даже фантастической обстановке; в разных, даже реально недостижимых ролях. То, что невозможно реально, доступно человеку идеально с помощью знаковых моделей, мысленных образов с помощью книг, фильмов, полета фантазии. Перевоплощение, которым он широко пользуется, расширяя духовное пространство своего существования и мысленно проигрывая нереализованные возможности персонификации общественных отношений, делает человеческую личность практически равномощной всему социуму.
Человек, таким образом, выступает как универсальный носитель качества социальности и, следовательно, как наиболее трудоемкий, а значит, и наиболее ценный продукт общественного производства. В идеале именно человек должен рассматриваться как главная ценность культуры в социальной системе. Вместе с тем необходимо констатировать, что как в истории человечества, так и в современном состоянии общества ценность человека реализовывалась либо частично, либо подменялась превращенными формами. Основные усилия часто устремлены на создание вещей в виде богатства; знаков в виде знаний; образов морали, религии или искусства; институтов в виде политической власти или организационной иерархии. Человек в таком обществе используется односторонне как средство осуществления чуждых ему, внешних для него целей, а потому действует по принуждению и лишь в силу необходимости.
Такое отношение к человеку безрассудно расточительно, оно оставляет втуне неограниченные потенциальные возможности свободной личности, которые может реализовать только общество, в котором человек будет поставлен на вершину ценностной иерархии. Общество будущего Карл Маркс, к примеру, определяет «как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства достигнутого развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т. е. человечному».
- Философия
- Содержание
- Глава 1
- Мировоззрение как предмет философии
- Уровни мировоззрения
- Содержание мировоззрения
- Формы мировоззрения
- Типы философских построений. Классификация философских теорий
- Эволюция философского знания
- Методы философии
- Метафизический метод мышления
- Диалектический метод мышления
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 2
- Философия жизни
- Философия воли
- Философия интуиции
- Экзистенциализм
- Психоанализ. Фрейдизм и неофрейдизм
- Феноменология
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 3
- Натурфилософия
- Учение о материи
- Современная научная картина мира
- Ограниченность реляционной модели
- Учение о бытии
- Движение и развитие. Пространство и время
- Релятивистская модель реальности
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 4
- Понятие социальной системы
- Культура как сущность социума
- Ноосфера как способ жизнедеятельности социума
- Цивилизация как этап в развитии социума
- Философия истории
- Ценности как элементы культуры
- Структура социальной системы
- Язык как знаковая система
- Измерение ценностей
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 5
- Предмет социальной философии
- Индивидуальная жизнь людей
- Социальная структура общества
- Политическая жизнь общества
- Экономическая жизнь общества
- Духовная жизнь общества
- Структура общественного сознания
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 6
- Познание как отражение действительности
- Субъект и объект познания
- Источник знаний. Эмпиризм и рационализм
- Практика
- Эмпирические методы исследования
- Теоретические методы исследования
- Формы познания
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 7
- Наука как социальный институт
- Наука эпохи Античности
- Наука средневековья, эпохи готики
- Наука эпохи Возрождения
- Наука эпохи Просвещения
- Наука эпохи классицизма
- Наука современной эпохи
- «Философия науки» как школа историков науки
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 8
- Предмет философии техники
- Современная трактовка понятия техники
- Этапы развития техники
- Техника и инженерия. Техника и технология
- Техносфера
- Информационное общество
- Техногенная культура
- Гуманистические проблемы техники
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 9
- Определения человека
- Социальная сущность человека
- Асимптоты человеческого существования
- Социализация индивида
- Философские аспекты проблемы сознания
- Антропогенез. Появление сознания
- Структура индивидуального сознания
- Свобода воли человека
- Смысл жизни и достоинство смерти
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Крюков Виктор Васильевич