Культура как сущность социума
Слово «культура» (от лат. colere – обрабатывать землю; отсюда существительное cultura – обработка и то, что является ее результатом) впервые употребил древнеримский писатель и увлеченный огородник Тит Порций Катон, который написал трактат в стихах «О земледелии». Затем знаменитый античный оратор Цицерон произносил в римском сенате речь «О воспитании юношества», и в этой речи использовал слово «культура» как риторическое средство, сравнивая воспитание детей с возделыванием растений, которые необходимо пестовать, удобрять и поливать, прореживать посадки от сорняков, ухаживать за всходами и всячески их опекать. С легкой руки Цицерона переносный смысл слова «культура» стал даже более употребительным, чем его основное значение. Вместе с тем мы и сейчас говорим применительно к сельскому хозяйству: «выращивать культуры пшеницы или ржи», «культивировать почву» и т. п.
В любой современной энциклопедии или в любом толковом словаре мы найдем определение культуры как совокупности продуктов человеческой деятельности, как множества и суммы результатов труда, овеществленных и опредмеченных идей человека. Но такие определения неполны и поэтому неверны. В заявленном контексте человек производит культуру, тогда как на деле все наоборот: культура производит человека как творца самой себя и сам человек является не только создателем, но и частью и продуктом культуры. Чтобы это понять, следует разобраться с тем, что представляет собой искусственный способ существования.
Искусственным, в противоположность естественному, мы называем все то, что не может возникнуть само собой, в силу действия природных закономерностей, но своим появлением этим закономерностям не противоречит. Для примера представим часики у нас на руке. В создании часиков законы природы действуют: стрелки на циферблате крутятся по законам механики; механизм, особенно электронный, работает по законам физики; части корпуса и ремешок сделаны по законам химии. Но могли бы часики возникнуть сами собой, стихийным образом? В принципе – да! Ведь ни один закон природы не нарушен. Однако с точки зрения теории вероятностей самопроизвольное возникновение часиков возможно один-единственный раз за период времени, на несколько порядков превышающий возраст нашей Вселенной. А сколько таких часиков в университете, в городе, в стране, в мире?
Еще пример. Город Новосибирск стоит на реке Обь. Река Обь – естественный объект, относительно которого бессмысленно задавать вопросы вроде «Кто прокопал русло реки?»; «Кто гонит воду с юга на север?»; «Зачем Обь сливается с Иртышом?» Да никто и низачем! А вот относительно моста через реку Обь такие вопросы вполне уместны. Кто? Инженер Гарин-Михайловский. Когда? В 1893 году. Зачем? Для железнодорожного перехода через реку. Мог ли мост появиться стихийно? Никогда! Мост строили многочисленные рабочие, техники, инженеры с определенной целью. Вот оно – главное отличие искусственного от естественного: в природе целей нет, а вот в культуре все в ней существующее создано «зачем-нибудь», «кем-нибудь», «для чего-нибудь» и «для кого-нибудь».
Что превращает естественные вещество и энергию природы в искусственные явления культуры? По изначальному смыслу понятия и по Катону – обработка. Обрабатывая вещество природы, человек поступает экстремально: Человек стремится свести к минимуму те качества природного материала, которые ему мешают или вообще вредят, и старается довести до максимума те качества исходного сырья, которые ему интересны и из которых он может извлечь пользу.
Сравним картину возделывания растений на дачном участке по эту сторону забора и беспорядок – по ту: здесь ровные грядки, прополотые всходы, удобренная и политая земля – там дикая стерня, заросли и чертополох, сорняки и неудобица. Здесь мы заботимся о посадках и ухаживаем за растениями, помогаем им расти и уничтожаем сорняки – там все прет стихийно и никто ничего не делает ни для, ни против дикоросов. Поэтому у нас в огороде порядок, а по ту сторону забора – хаос. Отсюда обработка есть процесс перевода стихийного хаоса в определенный порядок, придание природному материалу менее вероятного состояния по сравнению с наиболее вероятным естественным состоянием. И чем сложнее искусственный предмет, тем менее он вероятен с точки зрения действия естественных природных сил.
Так, было много разговоров о некоем «марсианском сфинксе» – скале, напоминающей лицо человека на фотографии поверхности Марса, сделанной американской космической станцией «Маринер». Но даже если я высажусь на Марс рядом с этим сфинксом и увижу у него свое собственное лицо – я все равно буду утверждать, что это случайный результат действия стихийных природных процессов выветривания, коль скоро на всей поверхности большой планеты «марсианский сфинкс» – единственный необычный и маловероятный объект. А сколько таких невероятных вещей на Земле? Несчетно! Мы многие десятилетия дискутируем о том, есть ли жизнь на Марсе. Относительно Земли вопрос даже не возникает. Нас видно и слышно и с поверхности Луны: американские астронавты невооруженным взглядом видели искусственные моря на реках и светлые пятна городов на ночной стороне планеты; и из дальнего космоса – так, в радиодиапазоне все планеты Солнечной системы «молчат», а мы «кричим» о себе на весь космос, излучая неестественно огромное количество энергии, да еще модулируя, упорядочивая ее при этом сигналами радио и телевизионных станций. Никакой «тайны третьей планеты» в Солнечной системе нет! Мы – вот они!
Культура не имеет ничего общего с природными системами. Пчелы или муравьи тоже живут сообща и у них даже есть «разделение труда» между муравьями-няньками, рабочими особями или муравьями-солдатами. Бобры живут семьями и строят плотины, птицы летают стаями и вьют гнезда, но эти формы жизнедеятельности не идут ни в какое сравнение с деятельностью людей. Расскажу притчу из романа американского писателя-фантаста Клиффорда Саймака «Город». Герой романа некий Уэбстер рассуждал о том, почему муравьи не стали разумными существами. Он решил, что муравьи как насекомые суть холоднокровные существа, в отличие от теплокровных млекопитающих, и поэтому зимой они впадают в спячку и за зиму забывают все, чему научились за лето, поэтому весной им приходится начинать все сначала. Уэбстер решил помочь муравьям, и осенью в ближнем лесу он накрыл большой муравейник стеклянным куполом. Весной пришел посмотреть, что из этого получилось. И увидел, что стеклянный купол в нескольких местах пробуровлен, из отверстий торчат трубы и вьется дымок: муравьи завели промышленность!
Это, конечно, не только фантастика, но и юмор: ничего похожего быть не может. Людей отличает от животных не качество разумности и даже не коллективный способ жизнедеятельности, а наличие искусственной среды обитания, которую Маркс называл «второй природой» в отличие от первой, «исторической природой» в отличие от доисторической, а Энгельс называл «неорганическим телом человека». Что, впрочем, тоже неточно. Культура как искусственная среда обитания человека включает в себя неорганические элементы – минералы, ископаемые ресурсы, строительные материалы, энергоносители; органические элементы – сорта растений, выведенные в результате селекции, искусственного отбора (в дикой природе нет пшеницы или винограда сорта Изабелла!), или же породы животных, выведенные специально для производства мяса, молока, шерсти, или декоративные породы: в дикой природе есть волки, но нет болонок и пуделей! Да они бы там и не выжили.
Можно однозначно утверждать, что разумные существа есть там и только там, где есть культура как искусственная среда обитания. Культура, таким образом, есть первый и главный признак наличия социальной системы, которая радикально отличается от биологических сообществ, от популяций и биогеоценозов тем, что в ней появляется то, чего в природе нет и не может быть: мир искусственных вещей. Разумная жизнь начинается там, где заканчиваются физика, химия, геология и биология; там и тогда, когда жизнь выходит за рамки собственно природы и становится самодостаточной и утверждающей себя в качестве особенной сферы бытия. Эта особенная сфера бытия есть социальная система или же просто социум.
- Философия
- Содержание
- Глава 1
- Мировоззрение как предмет философии
- Уровни мировоззрения
- Содержание мировоззрения
- Формы мировоззрения
- Типы философских построений. Классификация философских теорий
- Эволюция философского знания
- Методы философии
- Метафизический метод мышления
- Диалектический метод мышления
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 2
- Философия жизни
- Философия воли
- Философия интуиции
- Экзистенциализм
- Психоанализ. Фрейдизм и неофрейдизм
- Феноменология
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 3
- Натурфилософия
- Учение о материи
- Современная научная картина мира
- Ограниченность реляционной модели
- Учение о бытии
- Движение и развитие. Пространство и время
- Релятивистская модель реальности
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 4
- Понятие социальной системы
- Культура как сущность социума
- Ноосфера как способ жизнедеятельности социума
- Цивилизация как этап в развитии социума
- Философия истории
- Ценности как элементы культуры
- Структура социальной системы
- Язык как знаковая система
- Измерение ценностей
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 5
- Предмет социальной философии
- Индивидуальная жизнь людей
- Социальная структура общества
- Политическая жизнь общества
- Экономическая жизнь общества
- Духовная жизнь общества
- Структура общественного сознания
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 6
- Познание как отражение действительности
- Субъект и объект познания
- Источник знаний. Эмпиризм и рационализм
- Практика
- Эмпирические методы исследования
- Теоретические методы исследования
- Формы познания
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 7
- Наука как социальный институт
- Наука эпохи Античности
- Наука средневековья, эпохи готики
- Наука эпохи Возрождения
- Наука эпохи Просвещения
- Наука эпохи классицизма
- Наука современной эпохи
- «Философия науки» как школа историков науки
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 8
- Предмет философии техники
- Современная трактовка понятия техники
- Этапы развития техники
- Техника и инженерия. Техника и технология
- Техносфера
- Информационное общество
- Техногенная культура
- Гуманистические проблемы техники
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Глава 9
- Определения человека
- Социальная сущность человека
- Асимптоты человеческого существования
- Социализация индивида
- Философские аспекты проблемы сознания
- Антропогенез. Появление сознания
- Структура индивидуального сознания
- Свобода воли человека
- Смысл жизни и достоинство смерти
- Контрольные вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Дополнительная литература
- Крюков Виктор Васильевич