logo search
Вопросы ГАК

9.1.4 Библиотечное обслуживание читателей

1. Методологические основы обслуживания пользователей библиотеки

Терминологическая система библиотечного обслуживания. Цели и задачи библиотечного обслуживания в библиотеках России и за рубежом. Принципы и функции библиотечного обслуживания. Основные концепции библиотечного обслуживания: идеологическая, педагогическая (воспитательная), просветительская, социализирующая, информационная. Законодательная база реализации библиотечного обслуживания.

Литература

1.Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание : учебник / Ю.П. Мелентьева. – М. : ФАИР, 2006. –256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

2. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание : учеб.-метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерея, 2004. – 168 с. – (Серия «Библиотекарь и время» ; вып.7).

2 Типология читателей: сравнительный анализ различных концепций

Дискуссионный характер проблемы. Взаимосвязь категорий «дифференциация», «классификация», «типология».

Три подхода в разработке проблемы : социологический, психологический, социально-психологический.

Концепции К.Юнга, С. Трубникова, Ф. Никифоровой, Л. Беляевой: сравнительный анализ.

Литература

1. Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание : учебник / Ю.П. Мелентьева. – М. : ФАИР, 2006. –256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

2. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание : учеб.-метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерея, 2004. – 168 с. – (Серия «Библиотекарь и время» ; вып.7).

3 Визуальные и вербальные формы библиотечного обслуживания

Выставочная деятельность в библиотеке: теория, методика, организация. Типология выставок. Библиотечные плакаты.

Особенности и преимущества устных форм коммуникации.

Классификация вербальных форм. Обзоры. Устные журналы. Дни поэзии. Брифинг. «Круглые столы». Вечера вопросов и ответов.

Литература:

1. Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание : учебник / Ю.П. Мелентьева. – М. : ФАИР, 2006. –256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

2. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание : учеб.-метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерея, 2004. – 168 с. – (Серия «Библиотекарь и время» ; вып.7).

3. Збаровская, Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н.В. Збаровская. – СПб. : Профессия, 2004. – 224 с

4 Индивидуальная работа с читателями как воплощение принципа персонификации библиотечного обслуживания

Традиционные и инновационные методы индивидуального обслуживания пользователей в библиотеке.

Беседа и ее виды. Консультация и ее виды. Индивидуальные планы чтения. Индивидуальный библиографический обзор. Метод ИРИ. Дистанционное индивидуальное обслуживание.

Литература:

1. Мелентьева Ю.П.Библиотечное обслуживание : учебник / Ю.П. Мелентьева. – М. : ФАИР, 2006. –256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

2. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание : учеб.-метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерея, 2004. – 168 с. – (Серия «Библиотекарь и время» ; вып.7).

3. Богданова, И.А. Библиотечный диалог: аспекты речевого общения : учеб.-метод. пособие / И.А. Богданова.– М. : Либерея_Бибинформ, 2006.– 121 с.(Серия «Библиотекарь и время» ; вып.7).

5 Особенности библиотечного обслуживания в библиотеках разного типа

Принцип соответствия характера информационных и читательских потребностей типу библиотек. Обслуживание пользователей в специализированных отделах библиотек.

ИРИ, ДОР и ТОР в специализированном обслуживании разных типов библиотек.

Особенности читательского развития детей, подростков и юношества. Библиотеки семейного чтения. Библиотечная деятельность с людьми, имеющими физические недостатки.

Информационно-психологическое обеспечение досуговой деятельности пользователей библиотек.

Зарубежный опыт библиотечного обслуживания в библиотеках разных типов.