21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
Менеджмент – система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов, организаций, призванных осуществлять некоторую социально значимую деятельность. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества Конкретные способы осуществления менеджмента , зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.
Виды менеджмента.
1. Производственный менеджмент определяет:
оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции; используемые технологии; рациональный способ загрузки оборудования; расстановку кадров; управление персоналом; способы разрешения конфликтов;
способы устранения сбоев и неполадок; методы проведения текущего контроля
2. Снабженческо-сбытовой менеджмент включает: организацию подписания хозяйственных договоров;
закупку, доставку и хранение сырья, материалов и комплектующих; хранение и отправку конечной
продукции покупателям.
3. Инновационный менеджмент направлен:
на управление научно-исследовательской деятельностью, прикладными разработками;
создание опытных образцов; внедрение инноваций в производство.
4. Маркетинг-менеджмент занимается:
исследованием рынков; определением существующего и потенциального спроса на продукцию;
разработкой ценовой и рекламной политики предприятия.
5. Менеджмент персонала занимается:
подбором, расстановкой и обучением персонала; определением методов мотивации сотрудников;
созданием благоприятного психологического климата на предприятии; улучшением труда и быта работников; налаживанием и поддержанием отношений с профсоюзами.
6. Финансовый менеджмент управляет:
созданием бюджета и финансового плана организации; формированием и распределением ресурсов фирмы; оценкой сложившегося и перспективного финансового состояния предприятия; принятием мер по укреплению финансового положения организации.
Специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями духовного производства. Продукты такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания, не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, прочтение книг, участие в турпоездке). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления, культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность.
Однако под услугами в сфере культуры нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Это означает, что деньги в этой сфере появляются на основе привлечения средств, вовлечение интересов самых различных сил и инстанций: органов власти ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.
Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса. Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские.
Задачи менеджмента:
1. Приводит в действие запрос рынка
2. упрорядычивает деятельность фирмы на уровне системы действий ( дерево целей)
3. Приводит в соответствие планируемый замысел с ресурсами фирмы
Отличия Менеджмента в сфере культуры от простого:
В СКС он пронизывает разные области деятельности и приобретает специфический оттенок. Он нужен не только для упорядочивания учреждения, но и процесс саморазвития человека ( СКД).
Учитывая специфику СК продукта результат СКД:
Носит духовный характер
Нематериальный
Технологическая особенность- произвожу и сразу потребляю….
Невозможно складировать
Невозможность воспроизводства.
В зависимости от потребителя мы предлагаем определенный товар:
АКТИВ – реализация
Включен нормально – клиент соучасник.
Плохо включенный – Услуги.
Блоки менеджмента СКУ (по Бузине):
Первый блок: логико-мыслительный (1. Целеполагание (миссия, политика) 2. стратегополагание 3 тактический МЖ 4. планирование
Второй блок: организационно-технологический (1. регулирование 2.координирование 3 мотивирование 4 стимулирование 5 контроль
Третий блок: реализационный (1.торговая 2.PR 3 рекламирование 4 позиционирование, имиджирование, брендинг)
- 1.1. Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности
- 5.1. Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II (1762-1796).
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Основные тенденции изменений инфраструктуры социально-культурной сферы на рубеже XXI века.
- 7.2. Особенности информационно-методологического обеспечения культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции социально-культурной деятельности
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации)
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1. Ведущие сферы социально-культурной деятельности,
- 10.2. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 3. Исполнительский
- 1.Этап Сценарно-драматургический.
- 2 Этап работы над программой - «Реализация сценария» (режиссёрско-постановочный).
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности
- 12.1. Социальная информация: вилы, свойства, тенденции развития.
- 12.2. Методика выявления состояния скд
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2. Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ
- II Нормативно-прогнозный
- III Концептуальный
- IV Проектно –планирующий
- V Контрольно-коррекционный
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью.
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1.Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.
- 16.2.Нормативно-правовое,экономическоеиорганизационноеобеспечениедеятельности общественных объединений .
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд
- 18.2.Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества.
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально культурных традиций как важнейшего направления социально-культурной деятельности.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы социально-культурной деятельности
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности
- 22.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ на отдельном листе
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития на отдельном листе
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.
- 27.2:Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль социально-культурной деятельности в становлении и развитии гражданского общества.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.