2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся работники социально-культурной сферы. Ораторство — сильнейший рычаг культуры.
Принципы – это основные положения, которым должен руководствоваться или оратор или социально-просветительный работник в повседневной работе.
Существует 3 принципа ораторского искусства, на которые обращали внимание еще античные знатоки риторики-учить, радовать, побуждать.
Предметом орат. Иск. Является речь, которая произносится с целью повлиять на индивидуальное сознание слушателя и побудить его к действию. Произведение речей всегда целенаправленно. Каждая речь обращена к разуму, чувству и желанию слушателей.
Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.
Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.
Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.
Хорошую речь характеризуют 10 элементов:
1.объективность-глубоко согласованное, обусловленное существом дела, соединение содержания и формулировок речи.
2.ясность выражения-логическое соединение деталей.
3.образность-с помощью выразительных средств, динамичным и жизненным предстает самый сухой материал.
4.целенаправленность-«красные места», которые остаются в памяти слушателя-немногим многое сказать.
5.повышение внимания-оратор не просто сообщает факт за фактом, но настраивает речь на повышение напряжения.
6.повторение-варианты или повторение основных мыслей речи.
7.неожиданность-фактор повышения напряжения. Но! Серия шоков действует отталкивающе.
8.смысловая насыщенность-вниманию слушателей дается передышка. Нельзя сложные понятия давать концентрировано.
9.лаконизм-берегись многословия. Можно говорить гораздо короче и выразительнее, чем мы думаем.
10.юмор(остроумие, ирония)-особенно необходим, когда трудные места речи уже позади.
Ораторское иск-во в информационно-просветительской д-ти и в культурно-просветительных учр-х требует особого внимания:
Помимо того что оратор д обладать некоторыми кач-ми( умением адаптироваться в незнакомых условиях, д.б. коммуникабельным, умение общаться с людьми не вызывая раздражения(обаяние), быть образованным и воспитанным), он еще д руководствоваться некоторыми принципами:
1. Принцип активн сотворчества – создаю канву речи вместе с партнёрством, в речи, в диалоге и т.д.
2. Принцип индивидуального подхода к собеседнику – процесс психологической заразительности (если правильно выбран подход).
3. Принцип прямой межличностной связи – не предполагает участие 3-го лица, путь к постоянной обязательной связи.
4. Принцип дифференцированного (избирательного) подхода к различным социально-демографическим, социально-психологическим категориям аудитории можно и к социально-экономической, демографической, национальной, возрастной.
5. Системный подход к отбору методов, средств и форм информации и просвещения.
• Учитывать социально-педагогическую характеристику аудитории (даже самую маленькую н.р. в д/с. все дети разные).
• Наличие обратной связи
• Комментаторский характер использования информации (даю информацию, даю пояснение, свое отношение к ней).
• Опора на практический опыт
• Использовать различные формы просвещения – лекция, диспут, вечера вопросов и ответов и т.п.
- 1.1. Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития
- 1.2 Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.
- 2.1. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.
- 2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений
- 3.1. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики
- 3.2. Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.
- 4.1. Взаимодействие церкви и государства в современной жизни общества: проблемы, направления, формы.
- 4.2. Методы организации социально-культурной деятельности
- 5.1. Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II (1762-1796).
- 6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).
- 6.2. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий.
- 7.1. Основные тенденции изменений инфраструктуры социально-культурной сферы на рубеже XXI века.
- 7.2. Особенности информационно-методологического обеспечения культурно-досуговых учреждений в условиях рыночных отношений.
- 8.1. Функции социально-культурной деятельности
- 8.2. Информационное общество: сущность, основные признаки, тенденции развития
- 9.1. Сущность культурной политики (субъекты, направления, механизмы реализации)
- 9.2. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях
- 10.1. Ведущие сферы социально-культурной деятельности,
- 10.2. Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них.
- 3. Исполнительский
- 1.Этап Сценарно-драматургический.
- 2 Этап работы над программой - «Реализация сценария» (режиссёрско-постановочный).
- 11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
- 11.2. Ресурсная база социально-культурной деятельности
- 12.1. Социальная информация: вилы, свойства, тенденции развития.
- 12.2. Методика выявления состояния скд
- 13.1. Сущность и специфика педагогики сотворчества.
- 13.2. Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ
- II Нормативно-прогнозный
- III Концептуальный
- IV Проектно –планирующий
- V Контрольно-коррекционный
- 14.1. Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.
- 14.2. Специфика коммуникативных процессов в социально-культурной сфере.
- 15.1. Механизм формирования общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью.
- 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.
- 16.1.Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.
- 16.2.Нормативно-правовое,экономическоеиорганизационноеобеспечениедеятельности общественных объединений .
- 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
- 18.1. Профессиональная этика менеджера скд
- 18.2.Современные концепции досуга и возможности их реализации в культурной жизни общества.
- 19.1. Профессиональные функции арт-менеджера
- 19.2. Система культурно-просветительной работы в ссср: достижения, проблемы, противоречия.
- 20.1. Сохранение и дальнейшее развитие национально культурных традиций как важнейшего направления социально-культурной деятельности.
- 20.2. Виды современного туризма: классификация, организационно-педагогическое обеспечение
- 21.1. Менеджмент: общие понятия, виды и особенности проявления в социально-культурной сфере.
- 21.2. Принципы социально-культурной деятельности
- 22.1. Правовое и организационное обеспечение туристической деятельности
- 22.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Петра I
- 23.1. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности.
- 23.2.Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования
- 24.1. Технологии бизнес-планирования в социально-культурном проектировании.
- 24.2.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ на отдельном листе
- 25.1. Приоритетные виды туризма начала ххi века и тенденции их развития на отдельном листе
- 25.2. Информационная культура личности: сущность, структура, пути формирования.
- 26.1. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.
- 26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.
- 27.1. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности.
- 27.2:Деловой этикет и культура делового общения.
- 28.1. Роль социально-культурной деятельности в становлении и развитии гражданского общества.
- 28.2. Социально-культурные функции рекламы.
- 29.1. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки.
- 29.2. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение.
- 30.1. Народная художественная культура в системе сохранения и обогащения национально-культурных традиций.
- 30.2. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы.