Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура
В философии под формой понимают способ внешнего выражения содержания, относительно устойчивую определенность связи элементов содержания и их взаимодействия, тип и структуру содержания.
Художественная форма - (от лат. forma – наружный вид) – внутренняя организация, структура художественного произведения, созданная с помощью системы изобразительно-выразительных средств данного вида искусства для выражения художественного содержания. Эстетическая функция формы в искусстве проявляется в ее значении как важного средства развития эстетического вкуса, культуры людей, испытывающих наслаждение от художественного мастерства.
Костюм внешне выступает как пространственная структура. Границей, определяющей эту структуру относительно внешней среды, служит форма. Под структурой формы понимают определенную пространственную систему геометрических элементов формы, обусловленную образным, функциональным или техническим решением.
Форма костюма является динамической пространственной системой, характерной для определенного времени. Изменение формы костюма и называют модой. Форма костюма обладает структурной связью между составляющими ее элементами, фигурой человека и средой. Материальное воплощение художественной формы рассматривается как технологическая форма. При материальном воплощении художественной формы отрабатываются также утилитарные качества костюма, утверждается его жизнеспособность. Форма костюма выступает также как знак (символ). Именно через форму костюма мы узнаем о человеке, его социальной принадлежности, роде занятий. Форма костюма и его атрибуция дают нам представление об эпохе, ее главных событиях, людях, эстетических канонах.
Форма, в основе которой заложена структура, исходная для последующих ее вариаций, называется базовой. Базовая форма лежит в основе серии изделий и является выражением идеи формы определенного стиля. Значение базовой формы очень велико, в ее основу заложена структура, исходная для бесчисленного множества вариаций и выражающая признаки определенного стиля.
Наибольшей жизнеспособностью обладает классическая форма костюма, отражающая прогрессивные тенденции своего времени, а также способная нести эти тенденции в будущее. Она – идеальный вариант соотношения эстетических и утилитарных качеств.
В физическом смысле под формой костюма следует понимать объемно-пространственную характеристику предмета, в выразительных проявлениях которой участвуют:
ее собственные свойства (вид, величина, масса, цвет, плотность);
ее пространственные связи (масштаб, устойчивость, подвижность, динамическая направленность, протяженность);
средства и способы ее изображения (линейность, плоскостное решение, объемность, фактура).
Согласованное взаимодействие всех этих качеств – необходимое условие композиции. Можно выделить основные принципы построения предметной формы:
конструктивные качества, обусловленные функцией предмета;
пропорциональное взаимодействие частей, связанных с конструктивной основой;
распределение массы в зависимости от значения частей и свойств материала;
выявление поверхности, ограничивающей форму в зависимости от распределения массы и свойств материала.
Таким образом, основными законами существования формы являются цельность и организация всех ее элементов. При проектировании формы костюма нужно учитывать связь ее с природной данностью – фигурой человека. Костюм – набор элементов той или иной конфигурации, продиктованной строением фигуры. Это обстоятельство определяет строй костюма, не позволяет художнику произвольно распоряжаться размещением его основных фрагментов. Рукава соответствуют положению рук, воротник – шеи. Т.е., структура одежды имеет определенную сгруппированность элементов, которую модельер воспринимает как объективную данность.
Форма костюма (в отличие от мебели, посуды и т.п.) создается на конкретный подвижный объект (фигуру человека) с заданными размерами. Поэтому, создавая новую форму костюма, художник должен представить возможность ее движения с фигурой в целом или фрагментарно, т.к. физическое передвижение человека служит основой визуальной трансформации костюма, рождающей красоту линий.
Характер видоизменения костюма как объемно-пространственной структуры находится в прямой зависимости от степени его объемности и от пластических свойств ткани, из которой он изготовлен. Одежда прилегающей формы из жестких тканей при движении одновременно с фигурой почти не изменяет своего вида. Одежда из мягких материалов или имеющая объемные формы в силу сопротивления воздуха и инерции своего движения видоизменяется значительно, создавая особую пространственную игру.
Форму костюма необходимо рассматривать в движении; движение есть один из самых существенных факторов в определении формы костюма.
Прочтение и восприятие конкретной формы костюма связано также со временем, так как форма — это пространственно-структурное образование, проходящее через различные фазы движения, которые представляют собой не только перемещение физического тела в пространстве, но и биологические изменения и изменения интенсивности и напряжения, движение звуков и внутреннее ритмическое движение.
Однако движение следует рассматривать не только как механический фактор, но и (самое главное) как временной. Форма костюма складывается во времени и пространстве благодаря накоплению признаков.
Развитие формы во времени означает преемственность, появление эталона, стандарта современной формы, идеала для своего времени, идеала, периодически нарушаемого рукой художника, что ведет к смене стиля, его развитию, новизне. Временное развитие формы является ее важнейшим признаком. Например, если мы остановимся на форме костюма 20-х годов XX в., то наиболее яркое воплощение ее увидим в 1924 — 1925 гг., когда костюм вобрал в себя и сложил основные свои принципы. Далее костюм приобретает иные признаки, которые разрушают предыдущую форму и создают предпосылки для следующей его фазы.
Таким образом, под формой костюма следует понимать динамическую модель пространственно-временной системы, обладающей многоуровневой структурой связи между ее элементами, фигурой и средой. Основные законы существования формы — цельность и организация. Форму можно рассматривать в трех аспектах: как единичную элементарную модель-систему, характеризующую конкретный образ человека, как тип, выражающий общую идею группы изделий, и как базовую форму, которая характеризует систему максимум, выражающую обобщенную идею времени.
Форму характеризуют геометрический вид, структура, конструкция, материал и пропорции. Форма, в основе которой заложена структура, исходная для всех последующих ее вариаций, называется базовой. Базовая форма лежит в основе серии изделий, является выражением идеи-формы определенного стиля. Базовой форме костюма свойственны:
гармонически связанная целостность, основанная на стабильности и единстве составляющих элементов во времени;
относительно устойчивое соотношение частей на протяжении длительного времени;
наличие определенной структуры, отражающей научный, технический и эстетический уровень жизни общества;
выражение определенного пластического образа;
единство лежащих в ее основе принципов связи между частями системы по геометрическому виду формы, конструктивным и силуэтным линиям, пропорциональному и ритмическому расположению частей и их симметрии, распределению цветовых и тональных масс, материалу, фактуре и характеру декора.
Форма — это не только организованный объем, но и отграниченное пространство, где линии фиксируют ее различные состояния: разрастание, напряжение, сжатие. В отдельных случаях сами линии образуют центры сил притяжения и отталкивания.
Источником своеобразия форм одежды является единство структуры с назначением и конструктивной основой. Красота и польза здесь не могут находиться отдельно друг от друга. Красота одежды не должна выступать в виде внешнего эффекта. При создании формы одежды, дизайнер опирается, прежде всего, на конструктивные пояса – опорные линии человеческой фигуры, от которых начинается та или иная форма деталей или членения в одежде.
Условное деление тела человека по вертикальной оси происходит по так называемым конструктивным поясам. Под конструктивными поясами в моделировании понимают круговые линии и их горизонтальные проекции, мысленно проводимые на уровнях линии: плеч, шеи, груди, талии, бедер, коленей, икр ног, лодыжек, стоп. Если через эти точки провести горизонтали, получится вспомогательная конструктивная сетка, которая облегчает построение фигуры человека и формообразование одежды, поиск композиции костюма.
Конструктивные пояса и соответствующие им линии положены в основу систем конструктивного построения швейных изделий. Велика их роль и в моделировании. Таким образом, конструктивные пояса в практике моделирования соответствуют конструктивным линиям одежды, определяющим ее форму, пропорционально соответствующую логике строения тела человека. В одежде конструктивные пояса часто являются местом расположения различных украшений, становясь, таким образом, конструктивно-декоративными линиями. Существуют и чисто декоративные линии, определяющие рисунок оформления костюма внутри формы и не связанные с конструкцией. Композиционное решение костюма в значительной степени определено объективным строением фигуры человека, ее важнейшими точками и соответствующими конструктивными поясами.
Конструктивные пояса называются в соответствии с названиями тех участков тела, на уровне которых они проходят:
плечевой,
талевый,
бедренный.
Плечевой пояс определяет плечевую одежду, т.е. ту, которая крепится на плечах: платье, жакеты, пальто, плащи, пелерины.
Талевый пояс предлагает одежду, развивающуюся от линии талии. Такая одежда называется поясной, к ней относятся юбки и брюки различных видов.
Бедренный пояс существенно влияет на силуэт костюма в целом, т.к. от плотного облегания по бедрам может начинаться расширение формы изделия книзу.
Конструктивные пояса в костюме могут быть опорными, т. е. От их горизонтального уровня начинается та или иная форма. Например, в одежде прямого или трапециевидного силуэтов опорным является плечевой пояс. В одежде прилегающего силуэта появляется дополнительная опора на линии талии.
- Вопрос 63. Пропорции в костюме 1
- Масштаб. Масштабность в костюме
- Проявление метра и ритма в костюме
- Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура
- Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана
- Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера
- Трансформация природных форм
- Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом
- Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера
- Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера
- Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера
- Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера
- Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера
- Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма
- Принципы организации предметов костюма в комплекты
- Сопряжение форм и конструкций в комплектах
- Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме
- Вопрос 42. Понятие «коллекция». Виды коллекций
- Вопрос 56 Способы графической подачи коллекции. Фор-эскизы, технические рисунки, творческие эскизы и рекламный плакат коллекции